НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Бойцова С.И. Оценивание практической работы «Составление характеристики ЭГП территории» на уроках географии в 9 классе

Библиографическое описание:
Бойцова С.И. Оценивание практической работы «Составление характеристики ЭГП территории» на уроках географии в 9 классе // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.

Практическая работа – вид учебной деятельности учащихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, применения знаний и умений на практике, развития навыков самостоятельного моделирования, прогнозирования и оценки. Практические работы проводятся после изучения темы или раздела. Они включаются в учебную программу, и их выполнение обязательно.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Выполняя практическую работу, учащиеся более ясно и глубоко постигают изучаемые явления и существующие между ними связи, более прочно закрепляют полученные знания, вырабатывают и закрепляют практические умения и навыки для использования их в жизни.

После того как учащиеся овладеют приемами выполнения практических работ, например по чтению карт и составлению на их основе географических характеристик, практические работы начинают выполняться самостоятельно и тем самым приобретают характер самостоятельных работ.

Практические работы имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они вызывают мыслительную активность, дают возможность глубоко продумать изучаемое, подойти к воспринимаемым фактам и явлениям с разных сторон, отыскать главное, определить сходные черты и черты различия, сделать обобщения и выводы.

При овладении знаниями практические работы имеют большое значение для установления связи теории с практикой.

Практические работы служат важным средством развития познавательных способностей школьников: наблюдательности, памяти, воображения, творческой активности в добывании и применении знаний. Они приучают школьников самостоятельно приобретать новые знания из книг, наблюдений, в процессе практической деятельности.

Без практических работ нельзя обеспечить прочных и осознанных знаний, выработать необходимые умения и навыки, в том числе и для продолжения самообразования.

Поэтому очень важно правильно оценивать практические работы, впрочем, как и все остальное.

Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес педагогов.

Если теоретический аспект проблемы более всего волнует ученых, то прикладной аспект, отражающий механизм оценки уровня обученности и достижений ученика в различных сферах учебной деятельности, все больше волнует учителей и руководителей образования.

В учебниках педагогики под оценкой понимается процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемые человеком; отметка же является результатом этого процесса. На основе оценивания появляется знаковое выражение этого процесса в виде отметки. Однако, во что она превратиться в дальнейшем, что она принесет ученику – это уже не зависящая от оценивания деятельность. Отметка, которой приписывается невинная роль простого отражения и фиксатора результатов оценивания, на практике становится для ребенка источником радости или серьезных потрясений. Не замечать эту действительность – значит допустить серьезный психологический просчет в анализе оценочной деятельности учителя и всей системы обучения в школе.

Следующее понятие, тесно связанное с оценкой - проверка знаний. Под проверкой знаний учащихся понимается выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результата учебной деятельности с требованиями, заданными программой или стандартами. Следовательно, проверка – это сверка учебных достижений ученика с нормативом (эталоном, стандартом, требованиями). Она устанавливает уровень обученности школьника, качества его знаний. На основе анализа уровня знаний ученика, обнаруженного в результате проверки, учитель сравнивает его с 5-ти бальной шкалой. Результат сравнения выражается в форме словесных суждений или отметки (знакового выражения этого суждения).

В педагогической практике известны различные способы измерения уровня обученности учащихся. Так, в проверочных работах используются задания с разным диагностическим весом. Учащимся предлагались 3 вида заданий: выполнение первого задания оценивается отметкой “3”, выполнение второго – “4”, а выполнение третьего – “5”. При этом соответствующее задание даже на “3”, должно быть выполнено безукоризненно. Другой подход, достаточно используемый на практике, состоит в том, что контрольные задания одной и той же сложности предлагаются всем учащимся, но в зависимости от уровня обученности одни ученики успевают выполнить все задания, другие – большую или меньшую часть. Результаты соответственно оцениваются “5”, “4”, “3”.

Проверка и оценка результатов обучения с введением стандартов меняется. В стандарте предусмотрен только один уровень обученности – минимальный и обязательный для всех. Он должен быть усвоен, в противном случае ученик считается неуспевающим, а учитель, допустивший такое, - не выполняющим свои функции. Поэтому, результаты достижения стандартов оцениваются лишь двумя отметками: “5” или “1” (по нашей 5тибальной шкале), другого быть не должно. Стандарт нельзя усвоить на “3” или “4”, он или есть, или его нет. Здесь нельзя ориентироваться на прежние нормы, сложившиеся в многолетней практике нормированного оценивания, когда 70% усвоения учебного материала считались приемлемым показателем. Проверка и оценка выполнения требований стандарта осуществляется с целью выяснения: овладел или не овладел каждый ученик минимумом знаний, умений и навыков, который зафиксирован в стандарте. При этом мы имеем дело с критериально-ориентированным подходом.

Разберем оценивание практической работы на примере «Составление характеристики ЭГП территории» в 9 классе.

Цель работы – формирование знаний о последовательности экономико-географической характеристики территории, умений составлять такие характеристики, использовать различные источники информации

План характеристики ЭГП

1. Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное, географические объекты, находящиеся радом)

2. Состав (экономические районы, административные единицы) и экономическое окружение (соседние экономические районы, соседние государства)

3. Положение, относительно крупных топливных, энергетических и сырьевых баз страны.

4. Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, автомобильные, водные)

5. Выводы о возможном влиянии ЭГП района на развитие хозяйства.

Данную работу на мой взгляд можно оценивать по-разному, т.к. в течении года учащиеся ее выполняют не один раз.

Так, на первом занятии по ее выполнению, работа проводится вместе с учителем, где учитель акцентирует внимание учащихся на тесную связь между характером ресурсов и промышленной специализацией, между климатическими условиями, типом почв, характером рельефа и специализацией сельскохозяйственного производства, между квалификацией трудовых ресурсов и отраслевым составом производства.

На втором и последующих уроках по составлению характеристики ЭГП учащиеся могут выполнять данный вид работы самостоятельно и в дальнейшем перейти к более сложному уровню – сравнению ЭГП двух районов. Цель такой работы: формирование знаний о последовательности характеристики ЭГП района, умений составлять такие характеристики. Формировать умение сравнивать ЭГП районов. Планируемыми результатами являются - использование различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации. Оборудование: административная карта, карта экономических районов, карты «Экономическое районирование», «Топливная промышленность», «Железнодорожный, водный, автомобильный транспорт».

Данная работы выполняется с помощью административной карты, карты экономических районов, карты «Экономическое районирование», «Топливная промышленность», «Железнодорожный, водный, автомобильный транспорт», дать сравнительную характеристику ЭГП двух экономических районов, результаты заносятся в таблицу:

5. Сделать выводы о влиянии ЭГП районов на развитие их хозяйства. Проблемы районов, связанные с их географическим положением. Указать, какой из районов имеет более выгодное ЭГП.

На своих уроках такие работы я применяю разные подходы к оцениванию. Если это первый урок с таким видом работы – то оценивание словесное – «молодец», «хорошо», «не совсем так, давай подумаем как еще можно ответить на вопрос»…

Если это самостоятельна работа учащихся, т.е. ребята уже знакомы с порядком выполнения работы, то за 1 и 2 вопросы 1 балл, за 3,4, по 1 баллу, за 5 вопрос 2 балла. В дальнейшем, с каждой работой усложняю требования, которые обсуждаем с учащимися на уроке. Критерии выставления оценки обговариваем на уроке, что 1-4 пункта оцениваются на «3», а оценка «4» или «5» ставится в зависимости от правильности написания вывода. Так же использую дифференцированный подход – например, для слабых учеников 1 вопрос 1 балл или оценка "5" ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов, допустил не более одного недочета. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов. Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более двух-трех негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трех недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка "2" ставится, если ученик допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3" или если правильно выполнил менее половины работы. Оценка "1" ставится, если ученик не приступал к выполнению работы.

Важной проблемой современной экономической географии является разработка единых критериев для синтетической (возможно, стоимостной или балльной) оценки ЭГП России, складывающейся из общей характеристики границы и совокупной оценки отдельных компонентов ЭГП. Пока же однозначно оценить ЭГП России невозможно. Если исходить из разделения понятия ЭГП России на виды в зависимости от положения территории нашей страны по отношению к внешним природным и антропогенным объектам, то отдельные регионы России будут иметь более или менее выгодное с экономической точки зрения приморское положение (Северо-Западный регион, Северный Кавказ, Приморье), другие – невыгодное или маловыгодное периферийное, окраинное, глубинное и континентальное положение (большинство районов Урала, Сибири и Дальнего Востока)

Поэтому важно, на мой взгляд, чтобы обучающиеся не только высказывали свою точку зрения, но и ее грамотно обосновали, доказали с учетом имеющихся знаний по географии и обществознанию

Подводя итог, можно сказать, что такая система оценивания ориентирована на формирование ценностных суждений об объекте, выявление его качественных характеристик. Вводимая система оценивания актуализирует задачи постановки и достижения образовательных целей

Выводы: Одним из элементов преподавания является система критериального оценивания. В нее входят: Знание и понимание учебного материала; Логика рассуждений (с использованием математических понятий и символов); Передача информации (с помощью математических терминов и символов); Анализ методов решения и оценка достоверности результатов (элементы исследования).

В структуре оценивания можно выделить этапы: проверка (выяснение, измерение); учет (фиксация и сохранение полученных результатов); оценка процесса и результата.

Подводя итоги, можно сказать, что система оценивания, ориентированная на результативное обучение позволяет: осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, давая обучающемуся информацию о выполнении им работы, о том, насколько он продвинулся вперёд, а на определённом этапе – и об общем уровне выполнения и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание: преподавателю обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей; использовать её как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что обучающиеся знают, чем на том, чего они не знают; отмечать с её помощью даже незначительные продвижения обучающихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе и не используя фактор времени (поскольку скорость почти никогда не имеет отношения к качеству научения); ориентировать обучающегося на успех и не способствовать наклеиванию ярлыков, в том числе связанных с нереалистическими ожиданиями проверяющих; опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы обучающихся, содействовать становлению и развитию самооценки.

Рекомендую использовать на уроках географии систему оценивания практической работы «Составление характеристики ЭГП территории» на уроках в 9 классе.

Список используемой литературы

1. Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного стандарта. Курс на 36 часов. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 96 с.

2. Фомина Н.Б. Оценка качества образования. Часть 4. Новые способы оценивания учащихся. Методическое пособие – М.: УЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2009. – 48 с.

3. https://www.syl.ru/article/179837/new_ekonomiko-geograficheskoe-polojenie-rossii-ego-osobennosti.

4. https://videouroki.net/razrabotki/sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-na-urokakh-ghieoghrafii-v-9-klassie-pri-vypo.html.

5. https://textarchive.ru/c-2582609-pall.html.
2023