Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Курраева В.А. Метопредметность при обучении английскому язык

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Уважаемые коллеги! Хотелось бы представить Вашему вниманию доклад на тему «Метопредметность на уроках английского языка».
Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Общество нуждается в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения, в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера.
Приоритетной целью современного российского образования ставится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Теперь метапредметные компетенции – это не просто желаемый уровень, а обязательный аспект учебного процесса.
Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достигаются через:
·           содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль);
·           использование мультимедиаприложений;
·           наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения;
·           сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений;
·           анализ английского языка на основе моделей-опор;
·           знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии на английском языке;
·           интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности на английском языке.
Мы учим различным стратегиям при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний.
Мы учим аудировать, направляя речевую деятельность детей для осуществления тех же целей – полного, специального или детального понимания. Это обеспечивает успех при любом аудитивном действии.
Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности.
Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях.
Вот несколько примеров метапредметных тем и то, с какими темами и типами уроков английского они могут быть связаны:
1. «Знание и незнание» (на уроках введения новых знаний и урока обобщения полученных знаний);
2. «Рисунок и схема» («Секреты английских гласных»);
3. «Мифы и парадоксы» («Путешествия», «Праздники»);
4. «Позиция и роль» («Профессии», «Отцы и дети», «В магазине», «Семья»);
5. «Общество и среда» («Профессии», «Музыка», «Литература», «Семья»);
6. «Проблемы современного города» («Охрана окружающей среды», «Транспорт», «Социальная защита населения»);
7. «Порядок и хаос» («Место, где мы живем», «Дом. Квартира.»);
8. «Простое и сложное» («Увлечения моих друзей», уроки формирования грамматических навыков, навыков диалогической и монологической формы общения).
Например, на уроке английского языка по теме «Город и деревня», можно рассмотреть понятия «город», «деревня» с точки зрения разных специалистов: экономиста, историка, географа, социолога, эколога.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что интерес к изучению иностранного языка велик на начальной стадии преподавания, затем он значительно ослабевает. Огромное влияние на мотивацию обучения оказывает переход из начальной школы в среднюю.
Решению данной проблемы поможет наличие яркой эмоциональной составляющей, пробуждающей интерес к обучению и способствующей формированию метапредметных умений. Такой составляющей, на мой взгляд, может стать проектная деятельность, которая может решить следующие задачи:
1.        овладение учащимися навыками поисковой деятельности, умением работать с литературой, умением поиска необходимой информации в сети Интернет;
2.        выделение нужной информации, ее обобщение;
3.        формирование у участников проектной работы умения представлять свои проекты в виде презентации, готовить свое выступление;
4.        овладение умением реагировать на вопросы, вступать в дискуссию;
5.        развитие способности к самоанализу и самооценке;
6.        развитие творческих способностей;
7.        повышение интереса к изучаемому языку.
В настоящее время мир учебно-методической литературы богат разнообразными УМК, которые предполагают создание проектов по завершении определённой темы.
Обучение иностранному языку - одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, т.е. в сочетании языкового (иноязычного) образования с элементарными основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы).
Таким образом, на уроках английского языка мы реализуем разнообразные межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, обществознанием, географией, информатикой и т. д.
Результатами такого интегрированного обучения является:
развитие мышления учащихся;
возможность широкого применения учащимися научного метода познания;
комплексный подход к учебным предметам;
повышение качества знаний учащихся;
развитие и повышение мотивации к изучению иностранного языка.
Примеров таких уроков достаточно много. Вот лишь некоторые из них: «Мир вокруг нас. Цвета» (интеграция образовательных областей: «Английский язык», «Художественное творчество», «Естествознание»); интегрированный урок по математике и английскому языку (сначала дети учатся различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, затем они изучают те же фигуры на английском языке с помощью рифмовок); «Взаимоотношения в семье» (интеграция образовательных сфер «Английский язык», «Обществознание», «Психология»).
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом межличностных связей. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
- создание психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Я полностью поддерживаю теорию подразделения игры на следующие категории:
1. лексические игры;
2. грамматические игры;
3. фонетические игры;
4. орфографические игры;
5. творческие игры.
На основе этой классификации можно создавать различные игры как в младших, так и в старших классах. Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.
2018