Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Лопатина Н.В., Воробьева М.Н., Дьякова Д.В. Использование методики игрового стретчинга в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


На современном этапе проблемой дошкольного детства является увеличение количества детей с речевой патологией. У детей, страдающих общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) нарушается не только формирование всех компонентов речевой системы. Нарушенная речь влияет на формирование интеллектуальной, мотивационной и волевой сферы. У детей отмечается недостаточно устойчивое внимание, ограничены возможности его распределения. При хорошей смысловой, логической памяти у них снижена вербальная память, слабая продуктивность запоминания. Дети забывают сложные инструкции, последовательность и элементы заданий. Для детей с ОНР характерно отставание в развитии двигательной сферы: нарушенная координация движений, неуверенность в выполнении дозированных движений, снижение ловкости и скорости выполнения (замедленность, задержка в одной позе). Наибольшие трудности возникают у них при выполнении движений по словесной инструкции, по пространственно-временным параметрам: дети нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Дети с ОНР нуждаются в особом подходе, направленном на преодоление интеллектуальных и физических проблем. Коррекционная работа должна строиться с учетом недостатков речевого развития и обеспечивать интеграцию речевого и физического развития. Эффективной формой работы с детьми с ОНР стала организация физкультурных занятий оздоровительной направленности с использованием методики игрового стретчинга.
Стретчинг - это метод, с помощью которого у детей наиболее эффективно развивается подвижность мышц тела, суставов. Мышцы растягиваются естественным путем, при этом можно выделить ту или иную группу мышц и тренировать лишь её. Игровой стретчинг повышает общую двигательную активность, что положительно сказывается на суставах и укреплении мышц; мышцы становятся более эластичными, дольше сохраняют работоспособность. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку. Стретчинг включает в себя сочетание динамических и статичных физических упражнений, что наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата ребенка и является лучшим методом для развития силы, выносливости, координации движений. Переход от мышечных упражнений к расслаблениям позволяют в короткое время нормализовать все функции детского организм. Положительным в использовании игрового стретчинга в работе с детьми с ОНР является особенности упражнений: их форма и последовательность таковы, что, если группа мышц недостаточно развита, то упражнения попросту невозможно выполнить, т.е. само тело регулирует уровень нагрузки. Стретчинг обладает благоприятным для дошкольников с ОНР психологическим эффектом: у детей улучшается настроение, поднимается самооценка, создается ощущение комфорта и спокойствия, снимается закомплексованность. Немаловажное значение при выборе стретчинговых упражнений для использования в работе с детьми с ОНР имело то, что они оказывают положительное влияние на развитие речи: формируется правильное дыхание, развивается чувство ритма. В детском саду занятия стретчингом можно проводить, включая упражнения на растяжение мышц в комплекс занятий по физкультуре, в утреннюю гимнастику, в физкультминутки на занятиях, а также составить комплекс упражнений на релаксацию.
Занятия по игровому стретчингу.
Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы, основным средством оздоровления детей и профилактики различных заболеваний. В настоящее время существует много новых методик организации физкультурных занятий. В своей работе мы широко используем методику игрового стретчинга, для коррекции и развития общей моторики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста. К 5 годам у детей сформировано наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого.
Цель занятий игровым стретчингом: достижение общего оздоровительного эффекта, обеспечение психологического и эмоционального комфорта для детей с ОНР.
Задачи:
1.Укрепление опорно–двигательного аппарата, формирование правильной осанки.
2. Повышение речевой активности на занятиях и в повседневной жизни.
3. Развитие координации, силы, выносливости организма.
4. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
5. Развитие плавности, ритмичности речи, слухового и фонематического восприятия.
6. Развитие правильного дыхания (глубокий вдох через нос, выдох ртом)
7. Воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Принципы обучения при построении занятий:
1.       Доступности - применение упражнений сообразно возрастным особенностям детей, уровню развития физической подготовленности.
2.       Наглядности.
3.       Систематичности и последовательности.
4.       Сознательности.
5.       Индивидуально-дифференцированный подход.
6.       Успешности каждого ребенка.
7.       Психологической комфортности.
Организация проведения занятий.
Мы начинаем занятия с детьми игровым стретчингом со старшего дошкольного возраста. Обучение стретчинговым упражнениям на занятиях по физической
культуре проводиться поэтапно, дети каждом занятии знакомятся с 1-2 стретчинговыми упражнениями, а потом разученные упражнения выполняются в комплексе или выполняются детьми в свободной деятельности по заданию воспитателя.
Структура занятия.
Занятия состоят из 3х частей.
В первой (вводной) части, занятия дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.
Во второй (основной) части переходят к игровому стретчингу. Эта часть проводится в виде сюжетной игры, в которую входят упражнения на различные группы мышц. Упражнения носят имитационный характер и выполняются в медленном, безопасном ритме. Каждое упражнение повторяется 6 раз. Дети изображают различных животных и выполняют упражнения в сопровождении музыкальных произведений. Разучив упражнение, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая творческие способности. В третьей (заключительной) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствую более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер и являются необходимым условием выполнения упражнений игрового стрейчинга. Также обязательным в занятиях стретчингом являются упражнения на релаксацию, проводимые в игровой форме: необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться.
Каждый сюжетный материал распределяется на два занятия.
На первом занятии дети знакомятся с новыми движениями, педагогом дается много словесных указаний, осуществляется индивидуальный подход к выполнению упражнений каждым ребенком. На втором занятии – отработка правильности и точности выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов, ребенок учится соотносить свои действия с музыкальным сопровождением, его движения становятся более плавными, скоординированными. На втором занятии вводится музыкальное сопровождение при выполнении упражнений игрового стретчинга. Составляющей основной части занятия является подвижная игра. Ее подбор осуществляется в зависимости от сложности освоенных упражнений и интереса детей. Игра носит более или менее активный характер. В старшем возрасте в задачи подвижных игр включается развитие умственных способностей детей.
Занятия стретчингом с детьми ОНР показывают хорошие результаты: дети меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой. Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность. У детей с
ОНР отмечается улучшение качества выполнения упражнений, их точность и чёткость. Выполнение упражнений под музыку способствует развитию плавности и ритмичности речи, способствует формированию слухового и фонематического восприятия. У детей пропадает страх отвечать, они становятся спокойнее, увереннее в себе. Таким образом, сравнительный анализ результатов диагностики по развитию речи, по физическому воспитанию позволил сделать вывод о том, что выбранная нами форма работы по физическому воспитанию оказала положительное влияние на физическое и речевое развитие детей.

Библиографический список:

1.        Авилова С.А. Игровые и рифмованные формы физических упражнений. Волгоград:Учитель 2008г.
2.        Бабенкова Е. А.,Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Москва, 2013г.
3.        Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет». –М.:Мозаика –Синтез, 2009-2010 г.
4.        Потапчук А.А, Овчинникова Т.С. Двигательный игротреннинг для дошкольников. Москва:Творческий центр «Сфера»,2009 г.
5.        Сиротчук А.Л. Коррекция обучения и развития дошкольников. – Москва: Сфера,2002г.
6.        Степаненкова Э. Методика физического воспитания. – М., 2005г.
7.        Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг. Москва,2012 г.
8.        Назарова А.Г. Игровой стретчинг. Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
9.        НазароваА.Г. Танцевально – методический материал для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. С. Пб





2019