Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Петрянкина Е.Б. Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мой край родной» для детей 7–11 лет

Оригинaл материала размещен в выпуске № 08 (10) https://f.almanah.su/10.pdf


Содержание

Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Список литературы.
Приложение.

Программа внеурочной деятельности «Мой край родной»

1-4 класс
Пояснительная записка
В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на земле. Одна из причин такого положения - экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Поэтому международными организациями ЮНЕСКО, ЮНЕП и другими был поднят вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического образования жителей нашей планеты. Программа дополнительного образования «Мой край родной» для школьников составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования.
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г. №15785);
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• Федеральным законом от 29.10.2010 № 463-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Направленность дополнительной образовательной программы

Программа «Мой край родной» имеет естественнонаучную (социальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Данная программа предназначена для обучающихся 1-4х классов
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Новизна программы заключается в переходе от объяснительно - информационной технологии обучения к коммуникативно - деятельностной, формирующей всесторонне развитую личность младшего школьника. Программа предусматривает проведение разнообразных нетрадиционных практико - ориентированых форм занятий с применением современных учебных материалов, оценочных средств, методик, технологий, что всесторонне формируют личность учащихся средствами предмета «Окружающий мир».
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном познавательном материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания окружающего мира и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования. В программе «Мой край родной» детям предоставляется возможность почувствовать целостность картины мира и культуры родного края, осознания разнообразных связей между объектами и явлениями окружающей среды на территории школы, парка и водоема в окрестностях села. Особая актуальность программы связана с мировоззренческим характером экологических знаний, что необходимо для выработки активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Знание учащимися особенностей протекания экологических процессов в условиях Самарской области будет способствовать их воспитанию как рациональных природопользователей, служить целям экологического просвещения и культуры.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими познавательного материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Цель программы «Мой край родной»:

формирование начальных ценностных ориентаций экологической культуры школьников при включении в самостоятельную исследовательскую экологическую практику,
ответственного отношения к природе, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.
Задачи программы:
Познавательный аспект
-формировать знания о единстве живой и неживой природы, экологических проблемах и способах их решения;
- формировать систему интеллектуальных и практических умений по изучению состояния окружающей среды своей местности;
- научить понимать пользу и значение природы для хорошего самочувствия и настроения;
- научить основам экологических знаний;
- совершенствовать речь, умение обмениваться экоинформацией.
Развивающий аспект
- формировать знания о единстве живой и неживой природы, экологических проблемах и способах их решения;
- формировать систему интеллектуальных и практических умений по изучению состояния окружающей среды своей местности;
- развивать основы экологического сознания детей, экологическое мышление;
- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение.
Воспитательный аспект
- формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе;
- возбуждать желание охранять природу;
- воспитывать умение сопереживать всему живому;
- воспитывать экологическое мышление детей;
- формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы

Данная программа отличается от других тем, что она способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности учащихся начальных классов, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. Значение экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.
Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект, познавательный интерес ребят на практике. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления. Данная особенность программы в значительной степени способствует активизации краеведческих исследований. На занятиях осуществляются межпредметные связи с окружающим миром, литературным чтением, технологией, изобразительным искусством.
При разработке программы учитывался личностно-ориентированный подход, то есть учитывались психологические и возрастные особенности детей. Все материалы программы соответствуют интересам учащихся этого возраста, повышают мотивацию, способствуют их личностному и социальному развитию.
Последовательно реализуются принципы коммуникативного подхода, нацеленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Для достижения указанных целей материал программы включает большое количество коммуникативно-направленных заданий: различных игр, коммуникативных ситуаций, основанных на деятельностном подходе.
Деятельностный подход позволяет учащимся овладеть способами взаимодействия с миром. Деятельностный аспект обучения выражается в том, что учащимся приходиться осваивать как вербальную деятельность, так и виды невербального самовыражения, то есть учебный процесс представляет собой взаимодействие и решение коммуникативных (проблемных) задач.
Инновационной чертой является реализация принципов мультисенсорного подхода, в основе которого лежит задействование в учебном процессе органов чувств. Главная задача начальной школы – помочь обучающимся постепенно сменить основной вид деятельности с игровой на учебную (познавательную). Поэтому одним из главных средств воспитания будут игры, предметно-практическая и трудовая деятельность, наполненные новым содержанием, несущие в себе информацию об окружающем мире и основных культурных, нравственных ценностях нашей страны.
Программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников и воспитания у них экологической культуры. При изучении курса предусматривается проведение, как традиционных занятий, так и проектная деятельность, экскурсии, практические работы. При проведении занятий предполагается демонстрация слайдов презентаций, видеофильмов, что будет способствовать визуализации представляемой информации и успешному усвоению учебного материала. Программа направлена на широкое общение с природой родного края в ходе экскурсий. Цель экскурсий заключается в изучении не только природных комплексов, территорий и объектов, но и предприятий для изучения характера влияния производственной деятельности на окружающую среду и мероприятий по защите природы. При изучении курса наиболее оптимальной является следующая тематика экскурсий:
на природоохранные объекты;
на предприятия, оказывающие значительное влияние на окружающую среду;
на природные комплексы;
на объекты системы мониторинга;
на охраняемые природные территории, к особо охраняемым природным объектам.
Необходимым является организация самостоятельной работы учащихся при подготовке докладов, сообщений по основным темам курса. Организация самостоятельной работы предусматривает индивидуальную и групповую формы работы учащихся, творческий поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать, закреплять знания и делать выводы. Отчеты по самостоятельной работе могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, круглых столов, дидактических игр и др.
На базе учебного материала предполагается также проектная деятельность учащихся по наиболее интересным и актуальным проблемам. Работа над проектом позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями. В ходе поиска по проблеме учащиеся синтезируют знания, интегрируют информацию различных дисциплин, ищут эффективные пути решения задач проекта. Важным является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляются компетентности личности.
На первых этапах формирования экологической культуры наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель представляет научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулируется моделированием экологических ситуаций нравственного выбора. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей кружка.
Цель этих заданий - активизировать все каналы восприятия информации и тем самым сделать обучение максимально эффективным для всех обучающихся.
Методические принципы, положенные в основу программы:
Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности – предполагает, что экологическое развитие школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях и строится в соответствии с нормами и ценностями экологической культуры, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
Принцип патриотической направленности – предполагает использование экологических представлений, действий по отношению к своему Отечеству
( гордость за российские природные богатства).
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, экологического самоопределения.
Приоритетные направления развития воспитания школьников.
-Направление 1. « Здоровье».
-Направление 2. «Интеллект».
-Направление 3. «Нравственность».
-Направление 4. «Патриотизм».
-Направление 5. «Профилактика».
-Направление 6. «Семья».
Содержание программы «Мой край родной» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы ГБОУ СОШ «ОЦ»
с. Лопатино. Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. Базисный учебный план ФГОС НОО предусматривает обязательное изучение окружающего мира с I по IV класс в начальной школе при 2-х часах в неделю. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения окружающего мира, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения окружающему миру, с воспитанием личности младшего школьника и развитием его творческого потенциала. Программа кружка внеурочной деятельности «Мой край родной» предназначена для 1-4 классов начальной школы, является частью государственного стандарта содержания образования, базируется на комплексе знаний, полученных обучающимися в детском саду и закладываемых в учебном предмете «Окружающий мир».
Учащиеся младшего школьного возраста быстро утомляются и им трудно поддержать ин­терес и внимание на занятии. Во избежание этого, на занятиях предусмотрена смена видов активности: учебные задания, динамические упражнения, периоды спокойной работы (рисование, изготовление поделок). Смена видов деятельности способствует удержанию внимания учеников и эффек­тивно использовать учебное время. Реализуются современные образовательные технологии: игровая, проектного обучения, системно - деятельностная, личностно ориентированного обучения, дифференцированного обучения, информационно коммуникативная, здоровье сберегающая, проблемно-диалогическое обучение, технология оценивания образовательных достижений. Используются современные методы: игровой, проблемный, создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний и апперцепции, проектно - исследовательский, частично поисковый.
Для адаптации этой области знаний к школьному курсу « Окружающий мир» выделены содержательные линии предъявления учебного материала.
Первая содержательная линия содержит сведения об особенностях и структуре территории Самарской области, о компонентах экосистем, средах обитания и экологических факторах окружающей среды.
Вторая содержательная линия направлена на изучение разнообразия живых организмов региона, экологических групп, популяций и сообществ, закономерностей их взаимодействия со средой и биотических взаимоотношений в условиях Самарской области.
Третья содержательная линия связана с анализом экологических последствий взаимодействия общества и природы, разного характера антропогенной деятельности.

Место программы в учебном плане

Программа «Мой край родной» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 4 года (1 час в неделю).
В учебном плане внеурочной деятельности на данный курс выделяется 135 часов:
1 класс – 1 час в неделю, 33 часа в год.
2 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год.
3 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год.
4 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год.

Формы и режим проведения занятий

Внеурочная деятельность по окружающему миру традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами.С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка. Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в парке, спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в актовом зале, в библиотеке,в музее, на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).

Ведущие формы, методы технологии обучения.

Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:
• Проведение бесед по охране здоровья: («Навыки личной гигиены», «Режим дня»)
• Применение на занятиях игровых моментов, физ. минуток.
• Ведение бесед «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».
2. Общекультурное направление
• Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
• Проведение тематических открытых мероприятий для школьников в параллели, для родителей.
• Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.
3. Общеинтеллектуальное направление:
• Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
• Разработка проектов к занятиям, выполнение рефератов, мини-докладов;
4. Духовно-нравственное направление:
• Выставки рисунков, поделок.
• Оформление газет, плакатов с напоминанием экологических законов;
• Тематические классные часы;
• Конкурсы экологических знаков, песен, стихотворений.
• Написание сочинений о природе родного края
5. Социальная деятельность:
• Проведение субботников;
• Работа на пришкольном участке.
• Разведение комнатных цветов.
• Акция «Сделаем наше село чище», «Помоги птицам»
• Экологический утренник.
Экоинформация используется для обсуждения экологических проблем в мире. Отличительной чертой является использование статистического материала, ярких примеров взаимоотношения человека и природы, дискуссионных фактов, краткость сообщений.
Устные журналы обладают широкими возможностями для рассмотрения различных аспектов проблемы охраны природы в мире, в своей стране, в области.
Беседа широко используется в формировании экологического сознания детей. Беседы могут быть как плановыми, тематическими, так и ситуационными, возникающими на экскурсиях, прогулках. Методическую основу беседы составляет система логически выстроенных, кратких и чётких вопросов, обращённых к детям, побуждающих их к размышлениям над проблемой. Для снятия утомления целесообразно вводить элементы игр, викторин, загадки и т. д.
Конкурсы могут быть не только фрагментами других мероприятий, но и самостоятельными мероприятиями. Важнейшими методическими компонентами конкурса являются наличие чётких критериев, гласности, соревновательности. Подведение итогов конкурса можно приурочить к экологическому празднику.
Игры способствуют расширению знаний о природе, формирует нравственные представления, способность предвидеть следствие по причине, развивает воображение, формирует потребность положительного воздействия на природу, инициативу, находчивость. Выбирая игру, необходимо помнить о том, что тема и форма игры должна соответствовать возрасту и опыту детей.
Экскурсии имеют большое воспитательное значение, так как в ходе них в значительной мере разрешаются противоречия между внешними и внутренними стремлениями воспитанников, между житейскими и научными представлениями, между отрицательным опытом ребёнка и требованиями к нему со стороны воспитателей.
К числу сравнительно новых в экологическом воспитании можно отнести дискуссию. Целью дискуссии является поиск решения актуальных экологических проблем. Дискуссии формируют научные экологические знания, вырабатывают умения аргументировать свои высказывания, используя научные факты, опираться на мнение известных специалистов, формируют у старшеклассников гражданские позиции и установки. Сценарий дискуссии составляется заранее, продолжительность не должна превышать 1,5 часов. Тема дискуссии формулируется в виде проблемы.
ЭКТД. Целесообразно использовать новые формы работы по экологическому воспитанию – экологические коллективные творческие дела (ЭКТД). По характеру ведущей деятельности их можно условно разделить на общественные, трудовые, познавательные, художественные, творческие, наполнив их экологическим содержанием.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования, предлагаются встречи с местными зоологами, охотниками, рыбаками. Такие встречи сопровождаются видеороликами, беседами, просмотром фотографий, посещение краеведческого музея.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных предметов для школы и дома.
Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут,
2-4 класс-40 минут
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
1. добровольность участия и желание проявить себя,
2. сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
3. сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
4. занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
5. эстетичность всех проводимых мероприятий;
6. четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
7. наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
8. широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
9. гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся научатся следующему:
Называть:
·          широко распространенные виды;
·          редкие виды;
·          биотопы
·          сообщества
·          экологические факторы.
Приводить примеры:
·          природных и искусственных сообществ;
·          приспособленности растений и животных к среде обитания;
·          наиболее распространенных видов растений и животных Самарской области.
·          хозяйственной деятельности и ее влияния на природную среду
Характеризовать:
·          среды обитания организмов;
·          экологические факторы природные сообщества;
·          приспособленность организмов к совместной жизни в сообществах;
·          особенности природной среды, способствующие нарушению здоровья людей;
·          источники заболеваний, находящиеся в природной среде;
·          профилактические мероприятия, защищающие от заболеваний.
Обосновывать:
·          взаимосвязь организма и среды;
·          влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности; (влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы);
·          взаимосвязь здоровья людей с качеством природной среды;
·          роль заповедников, заказников, национальных парков в сохранении биологического разнообразия (меры сохранения биоразнообразия).
Распознавать:
·          наиболее распространенные виды растений и животных своего региона;
·          редкие виды флоры и фауны;
·          природные и искусственные сообщества.
Сравнивать:
·          природные и искусственные сообщества;
·          степень воздействия на природную среду отраслей промышленности и отдельных предприятий в зависимости от природоохранных мер.
Применять знания:
·          о видах, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
·          для проведения наблюдений и простейших исследований по определению состояния окружающей среды региона;
·          для характеристики (на элементарном уровне) влияния местного населения на окружающую среду;
·          по прогнозированию возможных экологических последствий (ситуаций);
Делать выводы:
·          о необходимости охраны окружающей среды;
·          о тенденциях изменения биоценозов и путях их охраны.
Наблюдать:
·          сезонные изменения в жизни растений и животных;
·          за состоянием окружающей среды.
Соблюдать правила:
·          бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
·          поведения в природе;
·          сохранения здоровья человека, формирования его взаимоотношений со средой.

Планируемые результаты

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
·          развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
·          развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
·          воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
·          формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
·          овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
·          освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
·          формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
·          развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере -сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере - углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;
в трудовой сфере - владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
в сфере физической культуры - элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
















2018