Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Григорьева И. Н. Использование нейропсихологическою подхода в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf


В социальной сфере, медицине и образовании используется термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) – это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. За последние десятилетия наблюдается существенное повышение количества детей с различными речевыми нарушениями (фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи). Часто причины речевых нарушений кроются в наличии повреждений центральной нервной системы, которые возникают в пренатальный и перинатальный периоды и в течение первых месяцев жизни ребёнка. Причины, вызывающие речевые нарушения достаточно сложны и многообразны. Типичные проявления общего недоразвития речи наблюдаются при алалии и дизартрии. При ринолалии и заикании проявления недоразвития речи встречаются реже. Стойким вариантом общего недоразвития речи является недоразвитие по причине раннего органического поражение мозга, к тому же это наиболее сложное поражение.
Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.
Всестороннее развитие детей с общим недоразвитием речи в наибольшей степени зависит от правильного понимания сущности дефекта и особенностей его развития. Умение правильно диагностировать речевой дефект позволяет обосновать содержание и методику коррекционного обучения, дифференцировать и индивидуализировать их.
Наряду с речевыми нарушениями у детей часто встречаются нарушения координации движений. Речь развивается через движение, а точнее, вслед за ним. Сначала малыш учится движениям, а уже потом начинает говорить. Нельзя перепрыгнуть фундаментальные этапы развития и ждать, когда кроха начнёт болтать. Ребёнок сначала должен "оттачивать" крупную моторику, которая поможет сформироваться более мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата. В обратном порядке развития не бывает. Вот почему "неговорящие" дети имеют проблемы с координацией, равновесием и ловкостью. Видимо, у них пропущен какой-то важный этап в двигательном развитии. У многих нынешних детей двигательное развитие происходит примерно следующим образом: ребенок долго лежит на спине, не поворачивается. Затем он как-то очень быстро повернулся, сразу сел. Мало ползал на четвереньках, или ползал только назад, или не ползал вообще. Потом через очень короткое время встал. Получается, что некоторые этапы ребёнок просто не проходит, он их игнорирует.
Таким образом, можно видеть целый ряд проблем, когда из одного следует другое. Если у ребёнка двигательная сфера дефицитарна, речевая сфера дефицитарна, то и эмоциональная сфера тоже будет страдать. А если ребенок расторможен – у него могут быть неадекватные отношения со сверстниками, с родителями. Если ребёнок физически слабый, то это может вызвать гиперопеку со стороны родителей, и, как следствие, такой ребёнок может стать капризным, не соблюдать социальные нормы поведения. Зная, как ребёнок прошёл своё двигательное развитие, можно говорить о возможных проблемах. Так, с помощью ползания, ребёнок осваивает пространство (научается понимать схему собственного тела; направления «право-лево», «верх-низ»; среду, которая его окружает). А, значит, у него формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка – обозначения этих соотношений словами, понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций – пространственно-временных, причинно-следственных.
Известно, что детям с тяжелыми нарушениями речи необходим этап специальной стимуляции психического развития для созревания зон мозга, ответственных за основные двигательные, речевые навыки, элементарные мыслительные операции, память эмоции.
В последнее время все больше внимания в логопедической практике уделяется такому направлению как нейропсихология.
Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов.
Предметом нейропсихологии и является изучение особенностей недоразвития или нарушения психических процессов в результате локальных поражений коры головного мозга.
Нейропсихологическое изучение предусматривает анализ причин недоразвития речи, причин школьной неуспеваемости, связанной с индивидуальными особенностями онтогенетического развития мозга, для выявления возможных механизмов компенсации расстройств психических функций, оценку динамики коррекционного обучения и решения проблемы предупреждения недоразвития функциональных систем психики ребенка. Оно направлено также на выявление и оценку состояния отдельных психических функций, на качественный анализ симптомов, выделение первичных симптомов и анализа из следствий.
Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л.С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психического знания принадлежит А. Р. Лурия.[4] Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками ( Л.С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной и др.) именно исследования этих ученых легли в основу существующего сейчас нейропсихологического подхода. [3 ]
Из воспоминания Лурия «… Выготский сделал капитальнейший шаг в истории советской психологии. Тезис, к которому он пришел, заключается в следующем: для того чтобы объяснить внутренние явления, которые принимают форму регулируемых, детерминированных, но внутренний высших психических процессов, надо выйти за пределы организма и искать не внутри организма, а в общественных отношениях организма со средой. Это тогда звучало совершенно парадоксально. Выготский любил говорить, что, если вы будете искать источники высших психических процессов внутри организма, вы сделаете ту же ошибку, какую делает обезьяна, когда она ищет свое изображение в зеркале за зеркалом. Источники высших психических процессов нужно искать не внутри мозга, не внутри духа, а в социальных отношениях: в орудии, в языке, в общественных отношениях.» [4]
В 70-е годы XX века по инициативе А.Р.Лурия стало формироваться новое направление – нейропсихология детского возраста. Необходимость его создания диктовалась спецификой нарушений психических функций у детей при локальных мозговых поражениях. Дошкольный и младший возраст – наиболее благоприятный период для развития высших мозговых структур, а, следовательно, межполушарных связей и психических процессов. Работу с детьми можно назвать благодатной почвой, так как мозг ребёнка, в отличие от мозга взрослого, находится в стадии формирования. У каждой психической функции есть своя программа развития. Мозг ребенка созревает гетерохронно: разные функции развиваются в разное время. [2] Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему и выстроить грамотную программу сопровождения, что ведет к становлению единой организационной системы мозга, реализует полноценное развитие детской личности, а также приносит стабильный результат. Нейропсихологические методики приобретают все большую популярность, так как успешно применяются и для диагностики, и для коррекции проблем в развитии речи детей разных возрастов и взрослых.
Эффективным модулем системы формирования психологических механизмов речи является использование психокоррекционной работы. Такое включение не исключает традиционные подходы к коррекции речевых нарушений, а только дополняет их, повышая коррекционный результат. Ведущим методом коррекционно-развивающей работы становится метод замещающего онтогенеза, при котором появление и развитие психических функций подготавливается с учетом их появления и развития в онтогенезе, в единстве с развитием моторной и эмоционально-волевой сферы. Нейропсихологическая стратегия и тактика этого подхода реализованы в «методе замещающего онтогенеза» (Семенович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, 2000, 2002, 2004; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова и др., 2001). Такое коррекционное воздействие ведет к формированию единой функциональной системы мозга, обеспечивающей полноценное развитие личности ребенка в целом и приносит стойкий результат коррекционной работы. Психокоррекционная работа строится на следующих положениях: учет «зоны ближайшего развития», учет основного типа ведущей (игровой) деятельности (Вартапетова Г.М. Гребенникова И.Н. Прохорова А.В. Кирякина Л.И., 2005).
Нейропсихологическая коррекция представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга…».
Многие особенности развития ребенка можно скорректировать, пройдя с ним все этапы его сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения.
В программе нейропсихологического сопровождения развития детей по методу замещающего онтогенеза (А.В. Семенович) в каждом занятии описаны четыре основных блока упражнений:
-дыхательные упражнения;
-глазодвигательные упражнения;
-растяжки;
-упражнения двигательного репертуара. [1]
Упражнения должны постепенно усложняться, а посторонняя помощь при выполнении заданий – уменьшаться. В результате ребенок переходит от совместной деятельности к самостоятельной, руководствуется сначала развёрнутой, а затем свернутой инструкцией. В рамках программы должны предусматриваться занятия в игровой форме. Это необходимо для устранения напряженности, повышения мотивации, усиления эффективности деятельности мозга без ущерба здоровью. Игры, должны содержать ритмичные движения. При этом обязательно эмоциональное подкрепление. Для стимуляции используются также ароматерапия, массаж, водные процедуры. По мере увеличения активности ребенку можно предлагать не только отдельные ощущения, а более сложные их комплексы.
Логопедическая работа при использовании приемов нейропсихологии по устранению недостатков разной речевой патологией является актуальной и необходимой. Активация зон мозга произойдет быстрее, если стимулов из внешней среды ребенок будет получать больше. Многие участки головного мозга включаются в функционирование только в детском возрасте. Поскольку мозг ребенка пластичен, поэтому при нарушениях коррекция компенсирует дефекты психического развития, включая речь ребенка.
Несмотря на то, что нейропсихология как наука и разработанные на ее основе методы нейропсихологической диагностики и коррекции существуют несколько десятилетий, лишь в последние годы они стали использоваться в практической деятельности дефектологов, в большей степени логопедов.
Библиографический список
1.       Колганова В. С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч. 1. – М.: АЙРИС-пресс, 2019.
2.       Праведникова, И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения. — М.:
АЙРИС-пресс, 2018.
3.       Репина З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи. Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008.
4.       Хомская Е.Д. Нейропсихология. –СПб.: Питер, 2005.
2020