НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Щекина О.А., Мосалёва И.Ю. Гаврилова А.В. Город мастеров

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf


Организация предметно-пространственной развивающей среды является одним из условий формирования у детей позитивных установок к труду. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но главное- она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Предметно-пространственная развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, обогащающаяся новизной система. Среда развивающая и развивающаяся, а также обогащающая и обогащающаяся. Предметно-пространственная развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка. Она воспитывает и развивает его.  
Самым доступным и эффективным способом развития детей в этом случае - ручной труд. Ребенок получает возможность самостоятельно изменять развивающую среду, дополнять ее. И результат труда для ребенка начинает носить личностный и значимый характер. Он понимает, что делает не для воспитателя или потому что надо, а делает это для себя. Что ребенок сделает, не будет просто лежать. Его работа “оживёт” в последующей игре. И тогда появляется стимул к ручному труду: «я сделаю то, чем потом сам буду играть». Итогом будет не только развитие универсальных умений и навыков, но и стремление ребенка трудиться, делать что-то своими руками, а не ждать, когда дадут готовую игрушку.  
Актуальность
Не всякая среда может быть развивающей. Насыщенность игровым материалом, не всегда обеспечивает развитие ребёнка, поскольку он не участвовал в её создании. Считаем, что эта проблема в ДОУ сегодня актуальна. Лишь создание предметов и поделок своими руками и для себя, обеспечивают внутреннюю заинтересованность и побуждают к дальнейшей работе. Сделанная вещь поступает в полное распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Новизна
Развитие ребенка происходит в деятельности, которая осуществляется в условиях предметно-пространственной развивающей среды. Однообразие предметно-пространственной развивающей среды не решает вопросы реализации игровой и трудовой деятельности.
Таким образом, образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при организации совместной деятельности детей и взрослых. Наиболее результативным видом такой деятельности является ручной труд, где дети сами создают макеты, игрушки, поделки, необходимые им для дальнейшей игры.
Результативность
Создание новой, трансформируемой, доступной предметно- пространственной развивающей среды с помощью макетов и детских поделок, которые оживают впоследствии в игровой деятельности, способствуют привлечению детей к ручному труду, даёт им возможность почувствовать уверенность в своих способностях, раскрыть многогранные личностные качества каждого.
Макет «Автостанция»








На ручном труде дети мастерили автобусы из картона, снеговиков из ваты, дома из коробок, атрибуты зимы (снег).
Модель «Пожарная часть»












Собирают из деталей модель пожарной части, пожарный автомобиль, фигурки пожарных и дорогу.
Макет «В нашем дворе»










На ручном труде дети изготавливали дома, людей в зимней одежде.


Макет «Перекрёсток»










Дети самостоятельно выполняли элементы макета на ручном труде: дома, автомобили.
Макет «В сказочном лесу»










Дети самостоятельно изготавливали деревья, ёлки; использовали для этого разнообразный материал: картон, нитки, зубочистки, пластилин. Фигуры животных собирали из готовых деталей моделей.

Модель «Аэропорт»

Собирают из деталей модель аэропорта, самолёты, фигурки работников и взлётно-посадочную полосу.
Адресная направленность
Полагаем, что данный проект поможет педагогам, специалистам, а также родителям, через совместную деятельность с детьми, создавать развивающую предметно-пространственную среду с помощью макетов.

2022