НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Попова Т.Г. Сценарий логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в школе на тему «Звуки х-х’» (старший дошкольный возраст)

Библиографическое описание:

Попова Т.Г. Сценарий логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в школе на тему «Звуки х-х’» (старший дошкольный возраст) // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf

Задачи:

Коррекционно-образовательные

-Закрепить правильный артикуляционный уклад звуков [Х] и [Х`];

-Учить дифференцровать звуки [Х] и [Х`] на слух;

-Отработать навык выделения заданных звуков в словах на примере звуков [Х] и [Х`]

-Закрепить навык выполнения звукового анализа слова, умение правильно давать характеристику звукам, дифференцировать «гласные - согласные», «твёрдые - мягкие», «звонкие - глухие» звуки.

Коррекционно-развивающие

-Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

-Развитие зрительного внимания;

-Развитие слуховое внимание, мышление

-Развивать связную речь через построение полного развёрнутого ответа на вопросы и при выполнении заданий

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь и выполнять самооценку.

Средства, оборудование, материалы:

-коврограф
(или магнитная доска) для
работы с карточками-моделями

-карточки-модели для характеристики звуков [Х] и [Х`] и выполнения звукового анализа слова

-карточки синего и зелёного цветов на каждого ребёнка

-настольные зеркала на каждого ребёнка для самоконтроля правильной артикуляции звуков [Х] и [Х`]

-рабочие тетради детей

Ход занятия:

Вводная часть

Проводится игра-приветствие «Поскорее встанем в круг». Дети встают в круг, проговаривают слова и выполняют соответствующие движения.

«Поскорее встанем в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Мы ногами топнем

Мы в ладоши хлопнем.

А потом пойдём, пойдём,

Друга за руки возьмём.

-Ребята, я хочу предложить вам сегодня отправиться в путешествие в страну Звукознайку, где мы сможем познакомиться с новым звуком. Вы согласны? (Ответы детей)

-Замечательно. В начале нашего путешествия давайте проведём разминку.

Задание «Назови первый звук в слове»

Дети определяют первый звук в слове, называют его.

Игра «Цепочка слов»

Дети по цепочки придумывают слово на последний звук предыдущего слова

После игры дети садятся полукругом на ковре.

Логопед: А сейчас, ребята, послушайте слова, которые я скажу и определите, какой согласный звук есть во всех этих словах: хомяк, муха, уха.

Логопед: А сейчас, ребята, послушайте слова, которые я скажу и определите, какой согласный звук есть во всех этих словах: хомяк, муха, уха.

Дети: Во всех словах есть звук х

Логопед: Как вы думаете, о каком звуке мы будем сегодня говорить? - Дети: Мы будем говорить про звук х.

Логопед: Молодцы. Давайте возьмём зеркала и произнесём звук х.

- Ребята, мы можем с вами пропеть звук х?

Дети: -Звук х не поётся. Есть преграда: язык.

Давайте дадим характеристику звука х. Но сначала вспомним последовательность характеристики звука.

Основная часть

Дети: Сначала мы определяем какой звук «гласный» или «согласный». Если звук согласный, можно определить «твёрдый» он или «мягкий», «звонкий» или «глухой». Звук х согласный, твёрдый, глухой. Обозначаем синим цветом.

Логопед: Ребята, как вы думаете, у звука х есть мягкий дружочек? И какой это звук?

Дети дают характеристику звука х’ (возле доски, аналогично звуку х)

Игра «Сигнальщики»

Логопед называет слоги, слова со звуками х-х’: ха-хо-хи-хе-хы; хорёк, хобот, хижина, хирург, лопух, духи, орех. Дети поднимают карточки синего или зелёного цвета.

Игра «Крестики-нолики»

Дети заполняют игровое поле (квадрат, разделённый на 9 частей)

-в слове есть звук х - ставят Х

-нет звука х - ставят 0

Логопед называет слова:

- хомяк, уха, кукла

-холодильник, кошка, холод

-комар, кухня, халат

После выполнения задания логопед демонстрирует правильный образец заполнения и предлагает оценить свою работу при помощи смайликов (самооценка-рефлексия выполненного задания) – солнышко с надписью «отлично» - если ребёнок выполнил всё правильно, звёздочка с надписью «хорошо» - если допустил ошибки.

Динамическая пауза. Игра «Посчитай» (согласование числительных 1, 2, 5 с существительными»)

Дети считают предметы, в названии которых есть звуки х-х' и одновременно выполняют движения (приседания, прыжки, хлопки в ладоши и т.д.)

Логопед: Ребята, давайте узнаем ещё одно слово, в названии которого есть звук х. Для этого отгадаем загадку:

«Будит утром он народ

Громким голосом поёт.

Он одет в перо и пух.

Не часы это, а…

Дети: петух

Логопед: Давайте узнаем, из каких звуков состоит слово «петух»

Звуковой анализ слова «петух»

Дети выполняют звуковой анализ на доске и в рабочих тетрадях.

Заключительная часть

Логопед: Подошло к концу наше путешествие по стране Звукознайке.

С какими новыми звуками мы сегодня познакомились?

Дети: Мы сегодня познакомились со звуками х-х'

Логопед: Звуки х-х' гласные или согласные?

Дети: Звуки х-х' согласные, потому что при их произношении во рту возникает преграда.

РефлексияЛогопед: Ребята, сейчас я предлагаю каждому из вас оценить наше путешествие:

- если вам было всё понятно, вы активно выполняли все задания: поднимите два больших пальчика вверх «класс»

- если вы старались, но вам было сложно выполнять некоторые задания или вы что-то не поняли: поднять один большой пальчик «хорошо»

-если вам было вообще ничего не понятно - покажите нолик (соединить указательный и большой палец вместе).
2023