Библиографическое описание:
Попова Т.Г. Сценарий логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в школе на тему «Звуки х-х’» (старший дошкольный возраст) // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
Задачи:
Коррекционно-образовательные
-Закрепить правильный артикуляционный уклад звуков [Х] и [Х`];
-Учить дифференцровать звуки [Х] и [Х`] на слух;
-Отработать навык выделения заданных звуков в словах на примере звуков [Х] и [Х`]
-Закрепить навык выполнения звукового анализа слова, умение правильно давать характеристику звукам, дифференцировать «гласные - согласные», «твёрдые - мягкие», «звонкие - глухие» звуки.
Коррекционно-развивающие
-Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие
-Развитие зрительного внимания;
-Развитие слуховое внимание, мышление
-Развивать связную речь через построение полного развёрнутого ответа на вопросы и при выполнении заданий
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь и выполнять самооценку.
Средства, оборудование, материалы:
-коврограф
(или магнитная доска) для
работы с карточками-моделями
-карточки-модели для характеристики звуков [Х] и [Х`] и выполнения звукового анализа слова
-карточки синего и зелёного цветов на каждого ребёнка
-настольные зеркала на каждого ребёнка для самоконтроля правильной артикуляции звуков [Х] и [Х`]
-рабочие тетради детей
Ход занятия:
Вводная часть
Проводится игра-приветствие «Поскорее встанем в круг». Дети встают в круг, проговаривают слова и выполняют соответствующие движения.
«Поскорее встанем в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Мы ногами топнем
Мы в ладоши хлопнем.
А потом пойдём, пойдём,
Друга за руки возьмём.
-Ребята, я хочу предложить вам сегодня отправиться в путешествие в страну Звукознайку, где мы сможем познакомиться с новым звуком. Вы согласны? (Ответы детей)
-Замечательно. В начале нашего путешествия давайте проведём разминку.
Задание «Назови первый звук в слове»
Дети определяют первый звук в слове, называют его.
Игра «Цепочка слов»
Дети по цепочки придумывают слово на последний звук предыдущего слова
После игры дети садятся полукругом на ковре.
Логопед: А сейчас, ребята, послушайте слова, которые я скажу и определите, какой согласный звук есть во всех этих словах: хомяк, муха, уха.
Логопед: А сейчас, ребята, послушайте слова, которые я скажу и определите, какой согласный звук есть во всех этих словах: хомяк, муха, уха.
Дети: Во всех словах есть звук х
Логопед: Как вы думаете, о каком звуке мы будем сегодня говорить? - Дети: Мы будем говорить про звук х.
Логопед: Молодцы. Давайте возьмём зеркала и произнесём звук х.
- Ребята, мы можем с вами пропеть звук х?
Дети: -Звук х не поётся. Есть преграда: язык.
Давайте дадим характеристику звука х. Но сначала вспомним последовательность характеристики звука.
Основная часть
Дети: Сначала мы определяем какой звук «гласный» или «согласный». Если звук согласный, можно определить «твёрдый» он или «мягкий», «звонкий» или «глухой». Звук х согласный, твёрдый, глухой. Обозначаем синим цветом.
Логопед: Ребята, как вы думаете, у звука х есть мягкий дружочек? И какой это звук?
Дети дают характеристику звука х’ (возле доски, аналогично звуку х)
Игра «Сигнальщики»
Логопед называет слоги, слова со звуками х-х’: ха-хо-хи-хе-хы; хорёк, хобот, хижина, хирург, лопух, духи, орех. Дети поднимают карточки синего или зелёного цвета.
Игра «Крестики-нолики»
Дети заполняют игровое поле (квадрат, разделённый на 9 частей)
-в слове есть звук х - ставят Х
-нет звука х - ставят 0
Логопед называет слова:
- хомяк, уха, кукла
-холодильник, кошка, холод
-комар, кухня, халат
После выполнения задания логопед демонстрирует правильный образец заполнения и предлагает оценить свою работу при помощи смайликов (самооценка-рефлексия выполненного задания) – солнышко с надписью «отлично» - если ребёнок выполнил всё правильно, звёздочка с надписью «хорошо» - если допустил ошибки.
Динамическая пауза. Игра «Посчитай» (согласование числительных 1, 2, 5 с существительными»)
Дети считают предметы, в названии которых есть звуки х-х' и одновременно выполняют движения (приседания, прыжки, хлопки в ладоши и т.д.)
Логопед: Ребята, давайте узнаем ещё одно слово, в названии которого есть звук х. Для этого отгадаем загадку:
«Будит утром он народ
Громким голосом поёт.
Он одет в перо и пух.
Не часы это, а…
Дети: петух
Логопед: Давайте узнаем, из каких звуков состоит слово «петух»
Звуковой анализ слова «петух»
Дети выполняют звуковой анализ на доске и в рабочих тетрадях.
Заключительная часть
Логопед: Подошло к концу наше путешествие по стране Звукознайке.
С какими новыми звуками мы сегодня познакомились?
Дети: Мы сегодня познакомились со звуками х-х'
Логопед: Звуки х-х' гласные или согласные?
Дети: Звуки х-х' согласные, потому что при их произношении во рту возникает преграда.
РефлексияЛогопед: Ребята, сейчас я предлагаю каждому из вас оценить наше путешествие:
- если вам было всё понятно, вы активно выполняли все задания: поднимите два больших пальчика вверх «класс»
- если вы старались, но вам было сложно выполнять некоторые задания или вы что-то не поняли: поднять один большой пальчик «хорошо»
-если вам было вообще ничего не понятно - покажите нолик (соединить указательный и большой палец вместе).
Попова Т.Г. Сценарий логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в школе на тему «Звуки х-х’» (старший дошкольный возраст) // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
Задачи:
Коррекционно-образовательные
-Закрепить правильный артикуляционный уклад звуков [Х] и [Х`];
-Учить дифференцровать звуки [Х] и [Х`] на слух;
-Отработать навык выделения заданных звуков в словах на примере звуков [Х] и [Х`]
-Закрепить навык выполнения звукового анализа слова, умение правильно давать характеристику звукам, дифференцировать «гласные - согласные», «твёрдые - мягкие», «звонкие - глухие» звуки.
Коррекционно-развивающие
-Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие
-Развитие зрительного внимания;
-Развитие слуховое внимание, мышление
-Развивать связную речь через построение полного развёрнутого ответа на вопросы и при выполнении заданий
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь и выполнять самооценку.
Средства, оборудование, материалы:
-коврограф
(или магнитная доска) для
работы с карточками-моделями
-карточки-модели для характеристики звуков [Х] и [Х`] и выполнения звукового анализа слова
-карточки синего и зелёного цветов на каждого ребёнка
-настольные зеркала на каждого ребёнка для самоконтроля правильной артикуляции звуков [Х] и [Х`]
-рабочие тетради детей
Ход занятия:
Вводная часть
Проводится игра-приветствие «Поскорее встанем в круг». Дети встают в круг, проговаривают слова и выполняют соответствующие движения.
«Поскорее встанем в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Мы ногами топнем
Мы в ладоши хлопнем.
А потом пойдём, пойдём,
Друга за руки возьмём.
-Ребята, я хочу предложить вам сегодня отправиться в путешествие в страну Звукознайку, где мы сможем познакомиться с новым звуком. Вы согласны? (Ответы детей)
-Замечательно. В начале нашего путешествия давайте проведём разминку.
Задание «Назови первый звук в слове»
Дети определяют первый звук в слове, называют его.
Игра «Цепочка слов»
Дети по цепочки придумывают слово на последний звук предыдущего слова
После игры дети садятся полукругом на ковре.
Логопед: А сейчас, ребята, послушайте слова, которые я скажу и определите, какой согласный звук есть во всех этих словах: хомяк, муха, уха.
Логопед: А сейчас, ребята, послушайте слова, которые я скажу и определите, какой согласный звук есть во всех этих словах: хомяк, муха, уха.
Дети: Во всех словах есть звук х
Логопед: Как вы думаете, о каком звуке мы будем сегодня говорить? - Дети: Мы будем говорить про звук х.
Логопед: Молодцы. Давайте возьмём зеркала и произнесём звук х.
- Ребята, мы можем с вами пропеть звук х?
Дети: -Звук х не поётся. Есть преграда: язык.
Давайте дадим характеристику звука х. Но сначала вспомним последовательность характеристики звука.
Основная часть
Дети: Сначала мы определяем какой звук «гласный» или «согласный». Если звук согласный, можно определить «твёрдый» он или «мягкий», «звонкий» или «глухой». Звук х согласный, твёрдый, глухой. Обозначаем синим цветом.
Логопед: Ребята, как вы думаете, у звука х есть мягкий дружочек? И какой это звук?
Дети дают характеристику звука х’ (возле доски, аналогично звуку х)
Игра «Сигнальщики»
Логопед называет слоги, слова со звуками х-х’: ха-хо-хи-хе-хы; хорёк, хобот, хижина, хирург, лопух, духи, орех. Дети поднимают карточки синего или зелёного цвета.
Игра «Крестики-нолики»
Дети заполняют игровое поле (квадрат, разделённый на 9 частей)
-в слове есть звук х - ставят Х
-нет звука х - ставят 0
Логопед называет слова:
- хомяк, уха, кукла
-холодильник, кошка, холод
-комар, кухня, халат
После выполнения задания логопед демонстрирует правильный образец заполнения и предлагает оценить свою работу при помощи смайликов (самооценка-рефлексия выполненного задания) – солнышко с надписью «отлично» - если ребёнок выполнил всё правильно, звёздочка с надписью «хорошо» - если допустил ошибки.
Динамическая пауза. Игра «Посчитай» (согласование числительных 1, 2, 5 с существительными»)
Дети считают предметы, в названии которых есть звуки х-х' и одновременно выполняют движения (приседания, прыжки, хлопки в ладоши и т.д.)
Логопед: Ребята, давайте узнаем ещё одно слово, в названии которого есть звук х. Для этого отгадаем загадку:
«Будит утром он народ
Громким голосом поёт.
Он одет в перо и пух.
Не часы это, а…
Дети: петух
Логопед: Давайте узнаем, из каких звуков состоит слово «петух»
Звуковой анализ слова «петух»
Дети выполняют звуковой анализ на доске и в рабочих тетрадях.
Заключительная часть
Логопед: Подошло к концу наше путешествие по стране Звукознайке.
С какими новыми звуками мы сегодня познакомились?
Дети: Мы сегодня познакомились со звуками х-х'
Логопед: Звуки х-х' гласные или согласные?
Дети: Звуки х-х' согласные, потому что при их произношении во рту возникает преграда.
РефлексияЛогопед: Ребята, сейчас я предлагаю каждому из вас оценить наше путешествие:
- если вам было всё понятно, вы активно выполняли все задания: поднимите два больших пальчика вверх «класс»
- если вы старались, но вам было сложно выполнять некоторые задания или вы что-то не поняли: поднять один большой пальчик «хорошо»
-если вам было вообще ничего не понятно - покажите нолик (соединить указательный и большой палец вместе).