Актуальные вопросы начального общего образования

Сергеева Н.С. Оценивание экологических компетенций у обучающихся начальной школы

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


В данной статье показана актуальность оценивания экологических компетенций, некоторые приёмы по их измерению и оцениванию.
Ключевые слова: экологические компетенции, социальные компетенции, оценивание, взаимное экспертное оценивание, формирование, социально-позитивные поступки, действия
Приоритетная проблема в образовании – создание теории оценивания самых различных объектов в образовательных системах.
В законе РФ «Об образовании» категория «образование» определена как «воспитание и обучение», где воспитание стоит на первом месте. И это позволяет заключить, что акцент в образовательном процессе делается во ФГОСах второго поколения на воспитании, как способе передачи и организации освоения содержания актуальных социально-ценных «ключевых» компетенций, как это и было заявлено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.»
Одной из ведущих идей модернизации естественнонаучного образования является формирование экологически компетентной личности. Экологическая компетенция – это интегрированный результат экологического образования, его общекультурный показатель. Воспитательным вектором общего экологического образования (ЭО) на сегодня становятся ценности и принципы устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы. Соответственно, происходит смещение акцента с естественно-научного на социально-проблемный характер экологического образования, социализацию сознания учащихся. Школьное ЭО уже не сводится только к охране природы и рациональному природопользованию, а рассматривается как общекультурное образование, построенное на интеграции естественнонаучных, гуманитарных и технических предметов. Его новой целью является формирование экологической компетентности, умений учиться, общаться и безопасно действовать в окружающей социоприродной среде – как индивидуально, так и совместно, на основе партнерства.
С психолого-педагогической точки зрения, экологическая компетенция – это еще и понимание смыслов, социальной и личностной значимости экологической деятельности для решения экологических проблем.
Экологическую компетентность можно определить, как способность учащегося самостоятельно переносить и комплексно применять общеучебные умения и предметные знания, сформированные на разных учебных предметах, в учебных (модельных) социально-проблемных экологических ситуациях; оценивать варианты рисков и путей их решения, включая личное участие (1).
Социальные функции экологической компетенции, ее социокультурный смысл мы видим в ее направленности на социализацию молодого человека в условиях постоянного роста социально-экологических факторов.
В этой связи особую значимость имеет работа общеобразовательных учреждений по формированию экологически компетентной личности. Экологическую культуру очень трудно измерить, она многоплановая и структурно сложная.
Отметим, что в МКОУ «СОШ № 42» (директор Домрачева И. Н.; научн. консультант – профессор, доктор педагогических наук С. Г. Молчанов) с 2011 года ведётся кропотливая работа по формированию и оцениванию экологических компетенций у учащихся.
Ориентируясь на теорию формирования-оценивания социальных компетенций С.Г. Молчанова, нами определена стратегия воспитательной работы с детьми, которая предполагает последовательное выполнение педагогом следующих «шагов»:
Первый: организация выбора обучающимися (воспитанниками) референтных для их возраста десяти мужских и десяти женских позитивных социальных компетенций с учетом принципа гендерности. Таким образом, после соответствующей обработки экспертных карт, педагог получает два набора социальных компетенций (для мальчиков и девочек), которые и есть социальный заказ со стороны обучающихся и родителей. Совокупность отобранных позитивных компетенций и есть содержание социализации или ответ на вопрос – «ЧТО воспитывать?».
Второй: определение степени выраженности гендерных социальных компетенций у каждого обучающегося методом взаимной экспертной оценки, проставляя в экспертных картах балльную оценку от 1 до 10. Это позволяет определить стратегию работы с каждым обучающимся, которую можно корректировать при необходимости.
Третий: проведение социализационных занятий по а) формированию теоретических представлений о социальных компетенциях, б) по формированию представлений о возможных способах позитивного поведения, социально-ценных действиях и, в конечном итоге, б) по реализации (демонстрации) освоенных способов и действий.
Особо, нам представляется важным отметить, что отбор социальных компетенций осуществляется самими обучающимися. Их работа завершается отбором только десяти значимых слов, десяти социальных компетенций, которые они хотели бы видеть в своих сверстниках и десяти – в своих сверстницах. И эта работа производится во всех параллелях классов отдельно, т.е. в каждой и для каждой возрастной группы обучающихся. Ценность данной методики – представление «эталонного образа» сверстника (-цы) нашими воспитанниками.
Исходя из полученных данных, осуществляется планирование воспитательной работы, которая имеет коррекционную направленность.
Прежде всего, нами проводится словарная работа по уточнению смыслов, стоящих за понятиями социальных компетенций. Используя словарь С.И. Ожегова (8), в доступной для детей форме педагог объясняет смысловое содержание того или иного понятия (слова, наименования социальной компетенции) и эта работа ведётся систематически и планомерно. В результате данной работы нами, вместе с обучающимися, уточняются теоретические представления детей по всем 20 избранным социальным компетенциям. Особое внимание при этом уделяется глагольной лексике, так как это дает нам возможность определить словом действие (поступок, способ поведения), необходимое для реализации социальной компетенции.
Например, педагог формулирует определение социальной компетенции: «доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро» (8, с. 145). Предлагая это определение, педагог формирует теоретические представления о социальной компетенции «доброта». Затем педагог предлагает обучающимся глаголы: «заступиться», «пожалеть», «помочь», «поухаживать», «заботиться», «поддержать», «посочувствовать» и т.д. и, таким образом, формирует теоретические представления о возможных способах позитивного поведения, о возможных социально-ценных, общественно-одобряемых действиях. Далее, педагог может предложить обучающимся (воспитанникам) прилагательные: «добрый», «заботливый», «открытый», «светлый» (8) и т.д., как атрибутивные характеристики «доброты».
Глоссарий социальных компетенций размещается в напечатанном виде в классе, для того, чтобы обучающиеся (воспитанники) имели возможность, еще раз визуализировать и освоить зрительные образы слов-знаков социальных компетенций.
Для обучающихся (воспитанников) младших классов для накопления социального опыта и представлений, в игровой форме заполняются «деревья доброты». «Богатство» кроны такого «дерева» заключается в том, что чем больше обучающиеся (воспитанники) продемонстрируют социально-ценных способов поведения, позитивных действий (социальных компетенций), тем богаче и раскидистее становится крона «дерева доброты».
Очень важными в работе педагогов являются воспитательные (социализационные занятия – по С.Г. Молчанову) мероприятия, где обучающиеся демонстрируют освоенные ими теоретические представления о возможных позитивных способах поведения, действиях, которые они усвоили: на занятиях, в беседах, при чтении художественной литературы, на прогулках, в ходе наблюдений и т.д.
Особо хочется выделить такие формы работы как совместное творческое дело и проектная деятельность, когда в работу включены не только обучающиеся (воспитанники) и педагоги, но и их родители.
Данные формы работы позволяют решать ряд задач направленных на развитие экологических компетенций:
·           организацию групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в образовательном процессе;
·           предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;
·           систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;
·           обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознания.
Воспитание дисциплинированности в рамках проектной, совместной деятельности оказывает воздействие и на формирование компетенций сотрудничества в группе, ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. С формированием социальной ответственности тесно связано развитие воли, произвольности поведения, сознательное целеполагание, которое является обязательным в проектной деятельности. А это в свою очередь оказывает позитивное влияние на профориентацию воспитанников.
Из вышесказанного видно, что использование теории формирования социальной компетентности С.Г. Молчанова, открывает широкие возможности для организации социализации обучающихся (воспитанников) в начальном образовании. На данном этапе работы, с учетом требований Федерального проекта «Наша новая школа», в развитии социальных компетенций у наших обучающихся (воспитанников) перед нами стоят следующие задачи: использовать самые современные проектно-групповые способы обучения и воспитания в инклюзивном образовании; продолжить работу по созданию условий для расширения предметной и социальной среды для общения и формирования социальных компетенций:
·           применение ПК для расширения круга общения со сверстниками через Интернет;
·           переписка по электронной почте со сверстниками и экспертами;
·           участие в ученических конференциях (классных, школьных, муниципальных);
·           организация проведения презентаций результатов собственных ученических исследований, презентаций творческих и самостоятельных работ (групповых или индивидуальных);
·           проведение занятий-экскурсий по учебным дисциплинам;
·           реализация проектной деятельности в масштабе как одного занятия, так и цикла занятий;
·           сотрудничество с библиотекой;
·           участие в районных, городских, областных конкурсах;
·           включение родительской общественности в жизнедеятельность школы, то есть сделать их активными участниками образовательного процесса, направленного на развитие социальных компетенций.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей» (6).
Список литературы:
1. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция – новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2007. №3. – С. 3–8.
 2. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. – М.: Просвещение, 1990.
 3. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа «Я» в ситуации перелома // Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 61--68.
4. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. 2001. № 4. С. 16--21.
5. Учурова С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе // Известия Уральского государственного университета. 2007. № 50. С. 47--51.
6. Кузнецов А. И. «Инновационные механизмы управления образовательной системой» //Доклад Министра образования и науки Челябинской области на августовском совещании 18.08.2010 сайт www.minobr74.ru стр.3
7. Молчанов С. Г. Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения v вида.
8. Молчанов С. Г., Войниленко Н.В. Формирование социальных компетенций в образовательном учреждении. Инструментальное обеспечение воспитательной работы /С. Г. Молчанов, Н.В. Войниленко. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2010. – Ч. 1. – 166.
9. Молчанов С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников сферы образования / С.Г. Молчанов. – Челябинск: ЧелГУ, 1998. – 340 с.
10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.:Рус. яз., 1985. – 797 с.
11. Молчанов, С.Г., Вороненко, Г.Г. Воспитание – инструмент социализации и образования [Текст] // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации. Материалы международной научно-практической конференции, 16 декабря, 2008, г. Челябинск. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. – Ч.2. – 168с.
12. Молчанов С.Г., Тротт К.Г. Категория «воспитание» и образовательные программы воспитательной работы. Ж.Челябинский гуманитарий, 2009, № 3(9), с. 74-86.
Сергеева Наталья Сергеевна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 42», г Миасс
molchanov-chel@mail.ru


[1] Научное редактирование статьи осуществлено профессором, доктором педагогических наук, академиком АГН С.Г. Молчановым.

2019-09-11 16:03 2019