Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf
Дошкольный возраст – это благоприятный период для того, чтобы заложить в ребенке фундамент в развитии экологической культуры личности. К пяти годам своей жизни ребенок начинает выделять себя из окружающего мира, у него развивается эмоционально-ценностное отношение ко всему окружающему, в сознании закладываются основы нравственно-экологических позиций будущего взрослого человека.
Необходимо заметить, что приобщение к ценностям экологической культуры в дошкольном учреждении имеет глубокие корни. Экологическое образование давно и прочно укрепилось в образовательном пространстве детских садов. Такой процесс образования начинается с первых дней появления ребенка в детском дошкольном учреждении и, если работа проведена грамотно, продолжается всю жизнь человека в процессе развития его личности. Это обусловлено многими факторами современной жизни. И, прежде всего, необходимостью научить каждого человека любить уголок своей родной земли, проявлять заботу о ней, оберегать ее природу, а перспективе, сформировать осознание того, что Земля – наш общий дом, и забота о сохранении ее природы – это, пожалуй, одна из основных задач современного человечества. Наряду с этой задачей, экологическое образование в ДОУ решает еще несколько педагогических задач:
· формирование основ безопасного поведения в природе;
· формирование понятия о взаимосвязи всего живого и неживого в природе, о недопустимости нарушения этой взаимосвязи, чтобы не нанести ущерб животному и растительному миру;
· формирование первичных знаний о явлениях неживой природы.
Процесс формирования основ экологической культуры является, как показывает многолетний педагогический опыт, необходимым для полноценного и всестороннего развития личности в самом широком понимании этого слова. В дошкольных учреждениях при формировании экологической культуры дошкольника педагогическими работниками используется большое разнообразие приемов, методов и средств в образовательной области данного направления. Что дает наибольшую эффективность при условии их использования в непрерывной связи с окружающей экологической средой, которую необходимо использовать как основу для формирования первичных представлений об экологии. В работе по экологическому образованию используются следующие виды деятельности:
· беседы на экологические темы;
· чтение художественной литературы (экологические сказки, рассказы);
· игры, направленные на формирование экологической культуры дошкольника;
· наблюдения во время прогулок по территории дошкольного учреждения;
· путешествия по экологической тропе ДОУ;
· экспериментальная работа в центре «Юный исследователь»;
· изобразительная деятельность;
· лепка с использованием природного материала (глина и т.п.);
· элементы конструирования и аппликации с использованием природного материала;
· работа по получению практических знаний на экологической станции, установленной в детском саду.
Чтобы формирование экологической культуры носило познавательный и всегда нескучный характер, необходимо в своей деятельности чередовать разнообразные формы работы с детьми:
· интеллектуальные интегрированные занятия с уклоном экологической направленности;
· экологические игры;
· экологические сказки, в соответствии с возрастом дошкольника, доступные его пониманию;
· экологические наблюдения с обязательным анализом увиденного и подведение к практической значимости для жизни человека того или иного явления природы;
· экскурсии, путешествия;
· экологические праздники, в состав которых допустимо ввести и участие в конкурсах по экологии.
В ходе такого образования дети, как правило, начинают проявлять большую самостоятельность в экологических играх (результат полученных знаний на интегрированных занятиях), берут в свои руки уход за комнатными растениями, получают навыки по взрыхлению, поливу, уходу за цветочными культурами на участке группы, начинают с повышенной ответственностью заботиться о своих домашних питомцах, все чаще и больше интересоваться книгами с иллюстрациями о природе с целью получения дополнительных знаний.
Для закрепления полученных результатов по формированию у детей основ экологической культуры целесообразно привлекать к сотрудничеству родителей дошкольников. Для этого, прежде всего, необходимо установить между педагогом и родителями положительный эмоциональный контакт. Привлечь их внимание к современным проблемам окружающей среды, рассказать о необходимости совместного участия в решении эко-проблем. При этом важно помнить о согласованности в работе воспитателей и законных представителей. Также целесообразно проводить целенаправленную просветительскую работу посредством консультаций, создания буклетов и другого раздаточного материала, индивидуальных бесед. Практика показывает, что мамы и папы после проведенной работы охотно откликаются на предложения воспитателя по изготовлению кормушек для птиц, скворечников; помогают в организации модного дефиле своего малыша в костюме «Вторая жизнь бросовых материалов»; с удовольствием готовя совместно с ребенком поделки и рисунки для участия в экологических конкурсах.
Таким образом, можно с уверенностью говорить, что только систематическая, целенаправленная работа с использованием и чередованием различных видов деятельности и сотрудничество с законными представителями малыша ведут к повышению уровня экологической ответственности развивающейся личности. И это дает надежду на то, что подрастающее поколение более трепетно будет относиться к живой и неживой природе, станет продумывать свои действия в период взрослой жизни, чтобы сохранить то прекрасное, что дано нам природой.
Библиографический список:
1. infourok.ru/proektnaya-rabota-formirovanie-osnov-e...i-detej-4310555.html (дата обращения: 15.03.2022).2. infourok.ru/innovacionnyj-pedagogicheskij-opyt-po-...a-rodit-4116374.html (дата обращения: 20.03.2022).