Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Сергеева А.Г. Картотека интеллектуальных игр в организации образовательной деятельности по патриотическому воспитанию с детьми разновозрастной группы

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Патриотическое воспитание – одно из главных составляющих воспитания человека, как личности, как гражданина. Во все времена каждое государство понимало значение воспитания подрастающего поколения в духе любви к своей Родине, готовности к ее защите для сохранения независимости и безопасности страны. Важнейшим направлением развития патриотизма у молодого поколения является воспитание историей на подвигах героев нашего Отечества, родного края, своей малой Родины. Одной из форм воспитательного процесса в этой работе может быть интеллектуальная игра, которая способствует формированию этих качеств, а также формированию умения нестандартно мыслить, быстро и кратко излагать свои мысли. Особенно актуальными сегодня являются интеллектуально-познавательные игры, которые предназначены для умственного развития детей, совершенствования и тренировки их памяти, мышления, воображения. Интеллектуально-познавательные игры способствуют лучшему усвоению, закреплению и расширению приобретенных знаний, применению их на практике. Участвуя в этих интеллектуальных играх, учащиеся могут применить знания, полученные на уроках, или из прочитанной ими литературы и просмотренных фильмов, связанные с историей становления Вооруженных Сил, их боевыми традициями, полководцами Российского государства, героями Великой Отечественной войны, вошедшими в историю и ставшими легендой.
·          «По стопам истории».
Цель: обобщить и систематизировать знания о возникновении и развитии родного города.
Задачи:
- развивать интерес к истории города;
- развивать навыки исследовательской работы: самостоятельно исследовать, обобщать, систематизировать новую информацию;
- продолжить формировать гуманные отношения между детьми;
- воспитывать у детей культуру общения, чувство толерантности в процессе осуществления дискуссии;
- продолжить воспитание гражданско-патриотической позиции, гордости за свой город, свою страну, Родину;
Краткое описание игры:
Интеллектуальная игра представлена в форме игры-конкурса, где участники мероприятия дают полные ответы на вопросы. С первой минуты мероприятия, благодаря музыкальному сопровождению, создается эмоциональный настрой у участников, доверительная, торжественная обстановка, обеспечивающая интерес к предстоящей деятельности. Игра-конкурс заканчивается подведением итогов.
·          «Что нужно артиллеристу»
Задачи: Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры: Дети выбирают фотографии или картинки с изображением военной техники, атрибутики (танк, военный самолёт, флаг, пистолет, лошадь, фляжка, бинокль, пушка и т.д.). Выбранные картинки должны соответствовать военной профессии артиллерист. Ребёнок аргументирует свой выбор (для чего нужен этот предмет артиллеристу).
·          «Кем я буду в Армии служить?»
Задачи: Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение; воспитывать гордость за нашу Отчизну.
Ход игры: Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную профессию.
Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет.
·          «Кто защищает наши границы»
Задачи: Закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.
Ход игры: На карте России воспитатель показывает границы нашей страны. Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы. Обосновывают свой ответ. Например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.
·          «Составь карту»
Задачи: Закреплять знания детей о карте России; развивать зрительную память; воспитывать гордость за нашу Родину.
Ход игры: Для проведения игры требуется предварительная работа по ознакомлению дошкольников с картами России, области, города и т.д. Цветную физическую карту России формата А4 разрезают на 6-8 частей (в зависимости от возраста детей). Предлагается составить из частей целую карту страны. Усложнение: собрать карту на время.
·          «Отгадай военную профессию»
Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.
Ход игры: Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий. Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.
·          «Соберём картинку»
Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры: Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной машины. Предложить собрать из частей целое изображение. Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость.
·          «Как прадеды мир отстояли»
Задачи: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.
Ход игры: Ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом «встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер, граница – морская акватория.
·          «Символы нашей страны».
Цель – развить логическое мышление, память дошкольника.
Необходимо разделить герб города, страны или флаг на несколько деталей. При этом ребенку даются и лишние элементы.
Дети должны собрать необходимую композицию. Проводить эту процедуру можно также в виде соревнования нескольких команд. Та команда, которая правильно соберет символику, должна еще и объяснить элементы, изображенные на ней, а также историю их возникновения.
·          «Угадай места достопримечательности».
Цель – закрепить в дошкольниках знания родного города и страны, полученные в процессе бесед воспитателя с детьми; патриотическое воспитание.
В игре необходимы учебные материалы – карточки с изображениями памятников, монументов, дворцов, а также других памятных и известных мест, как в своем родном городе, так и других городов нашей страны.
Воспитатель показывает фото детям, а они, в свою очередь, называют их. Желательно, чтобы ранее была проведена ознакомительная беседа по каждой карточке, в процессе которой воспитатель объяснил бы детям, чем знаменито то или иное место, изображенное на карточке. Тогда в процессе игры, когда ребенок будет называть памятник, он может вспомнить, в честь кого он был установлен и в каком городе. Если дошкольник не помнит, другие дети ему могут помочь.
·          Игра - кубики «Мой город» (знаменитые места родного города)
Цель: знакомство детей с достопримечательностями города. Учить узнавать знакомые места по картине и называть их.
Собирая единую картинку из отдельных кубиков, дети знакомятся со знаменитыми местами родного города.
Ход: Картинка с изображением достопримечательности разделена на 4,8,12 частей. Дети собирают из частей целое.


Список использованной литературы.

1.                                                                                                                                                      Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей. Авторы-составители: Антонова Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А.-М.:АРКТИ, 2015-168с.
2.                                                                                                                                                      Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /автор-составитель Александрова Е.Ю. и др.- Волгоград: Учитель, 20014- 203с.
3.                                                                                                                                                      Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М.Просвящение, 2016
4.                                                                                                                                                      Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду М.Просвещение, 2014
Интернет-ресурсы
5.                                                                                                                                                      https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/11/11/igry-po-nravstvenno-patrioticheskomu-vospitaniyu
6.                                                                                                                                                      https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-simvolika-nashei-rodiny.html
2019