НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Притчина Л.Р. Социализация личности дошкольника как условие успешной подготовки к обучению в школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Начало обучения в школе, переход от домашних условий и условий детского сада к систематической учебе всегда представляет для ребенка серьезную психологическую нагрузку. Говоря о школьных трудностях детей, об их неготовности к школьному обучению и о попадании их в стрессовые ситуации, необходимо обратиться к анализу социальной ситуации развития детей на этапе дошкольного детства. Именно социальная сфера дошкольника становится источником взаимоотношений ребенка с окружающими, и тем условием, которое обеспечивает мотивацию его учения в начале школьной жизни. Анализ причин школьных трудностей, связанных с особенностями социального развития детей, указывает на необходимость создания и использования специальных форм, методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста, формирующих социально уверенную личность.
Целью Образовательной Программы нашего дошкольного учреждения является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды.
Условия, созданные в детском саду для социальной ситуации развития детей, предполагают:
- обеспечение их эмоционального благополучия;
- поддержку индивидуальности и инициативы детей;
- установление правил взаимодействия в разных ситуациях;
- построение вариативного развивающего образования;
- взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка.
Эти условия создаются с помощью технологий, о которых я расскажу
подробнее.
Одним из компонентов эмоционально–развивающей среды, созданная в нашем учреждении, является оформление интерьера групповых помещений. Оно подразумевает благоприятное цветовое решение, удобную мебель, комфортный температурный режим, наличие специально-организованных уголков уединения, «домотек», где ребята размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки, другие предметы интерьера, напоминающие о домашнем уюте. У детей появились индивидуальные «сокровищницы» - места для секретиков, где хранятся значимые для них вещи. В холле детского сада появился «Книжкин дом», где дети могут уединиться и полистать книгу в тишине.
Второе немаловажное условие - это поддержка индивидуальности и инициативы детей. Каждая группа в детском саду имеет своё название, которое отражается в оформлении группового помещения. Надо отметить, что инициаторами названия многих групп стали сами дети, исходя из своих предпочтений и интересов. Так в средней группе «Октанавты», появилась Октобаза с фотографиями детей. В группе «Фиксики» - «Фикси часы» (модель дня), Фиски календарь «Хочу все знать», Фикси город для полюбившихся героев. Поиск источников получения нужной детям информации привел к появлению в группе «Фикси –ТV», когда дети стали пробовать себя в роли журналистов и операторов: познакомились со всеми взрослыми, которые работают в детском саду, взяли у них интервью.
В раздевальных комнатах дети и родители оформили шкафчики, стараясь отразить индивидуальность каждого ребёнка. В группах есть «Уголки выбора», где дети самостоятельно выбирают себе дело и партнёров по душе, а воспитатель оказывает лишь недирективную помощь, поддерживает детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Для поддержания «ситуации успеха» - в группах есть место, где дети самостоятельно могут разместить свои
рисунки и трехмерные модели.
Установление правил взаимодействия в разных ситуациях подразумевает развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих формировать умения детей работать в группе сверстников и разрешать конфликтные ситуации. Эти задачи решаются с помощью технологии «Рефлексивный круг», который проводится каждый день, начиная с младшей группы. Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга» разнообразны, чаще всего, исходят из тематики планирования, служат некой провокацией, проблемной ситуацией для организации дальнейшей деятельности в группе. Например: «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Чем мы сегодня будем заниматься?». Все предложения детей обсуждаются и фиксируются в «Календаре жизни группы». Привлекая воспитанников к реализации намеченного плана, воспитатели поддерживают творческую активность, позитивное отношение к окружающему миру, уверенность в себе. Предоставляя детям возможность проявить инициативу, педагог непроизвольно формирует предпосылки учебной деятельности (умение планировать, действовать согласно плану, осуществлять самоконтроль и др.).
Особое место технологии «Рефлексивный круг» отводится «нормотворчеству». Педагоги проводят беседы с детьми, что такое правила и для чего они нужны. Предлагают ребятам придумать правила для своей группы и поразмышлять о том, как можно их оформить, чтобы они были напоминанием для всех. Предложений от ребят поступает много, и они выбирают самые интересные и зарисовывают их. В результате совместной работы в группах появляются правила дружбы, правила игры, правила поведения которые, в виде небольших плакатов размещаются в группе. Если в группе происходит конфликтная ситуация, дети вместе с воспитателем обсуждают её и придумывают правило, чтобы
эта ситуация больше не повторилась.
Созданию условий для позитивных, доброжелательных отношений, разновозрастного общения между детьми способствует технология эффективной социализации «Клубный час» разработанная Н.П. Гришаевой. Суть технологии в том, что дети разных возрастов могут в течение одного часа могут свободно передвигаться по центрам активности, которые размещены на 2 этаже и заниматься любой интересной им деятельностью, соблюдая определённые правила, по звонку колокольчика возвращаются в группу.
Созданию следующего условия - построению вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития дошкольников в детском саду уделяется особое внимание.
В образовательном стандарте дошкольного образования обозначен один из важнейших принципов - это построение образовательного процесса на адекватных возрасту видах детской деятельности, ведущим из которых является игра. На сегодняшний день педагоги детского сада осваивают новый формат организации образовательной деятельности – Образовательное событие, которое объединяет в себе игру и обучение. В педагогической практике используются два вида образовательных событий (организующихся по инициативе педагога и по интересам детей), которые позволяют выстроить системную и целенаправленную работу по поддержке детской игры и развитию способностей дошкольника.
Создавая условия для социально-коммуникативного развития детей, педагоги способствуют формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Но современные дошколята способны постигать и разнообразие мира, языков, культуры.
Еще одной формой вариативного развивающего обучения в нашем детском саду является реализация программы «Key to Learning» («Ключ к обучению») Galina Dolya, Nikolai Veraksa. В двух биллингвальных группах общение с взрослыми происходит на русском и английском языках. Ежедневно, две англичанки, Гала и Сандра приезжают к ребятам и общаются, играют, рассказывают детям о своей культуре только на английском. Надо отметить, что содержание программы «Key to Learning» это реализуемая в детском саду программа «Развитие», поэтому дети быстро ориентируются в материале, моделях, историях, которые им рассказывают англичанки. С интересом принимают участие в создаваемых специалистами коммуникативных ситуациях для освоения языка.
Л.А. Венгер сказал: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Приобретенный в детском саду социальный опыт, обеспечит нашим выпускникам мотивацию учения, научит их быть готовыми к построению взаимоотношений с окружающими, в новых условиях, в начале школьной жизни.
e-mail: zvezdochka.detsk@yandex.ru +7 (909)0919160
2018