НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Писарева Т.Г., Черткова Н.В. Педагогический проект «Олимпийские игры в детском саду»

Библиографическое описание:
Писарева Т.Г., Черткова Н.В. Педагогический проект «Олимпийские игры в детском саду» // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.

Паспорт проекта

Участники: дошкольники 6-7 лет, воспитатели, родители.

Особенности проекта

- по характеру: информационно-творческий, воспитательно-образовательный.

- по количеству детей, включенных в проект: одна группа ДОУ.

- по продолжительности: краткосрочный.

- по профилю получаемых знаний: интеграция 5-ти образовательных областей по ФГОС ДО.

Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста, через физкультурно-оздоровительную деятельность.

Задачи:

- способствовать сохранению, укреплению здоровья детей, повышению умственной и физической работоспособности;

- формировать у детей потребности в здоровом образе жизни, в двигательной активности;

- развивать интерес к физической культуре и спорту, желание заниматься физкультурой и спортом, к участию в подвижных и спортивных играх;

- знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения;

- обучать основам безопасного поведения в зимний период времени, безопасного пользования спортивным оборудованием;

- проводить связь с разными видами деятельности, опосредованно способствующими достижению тематической цели: рисование, ручной труд, игровая деятельность, экспериментирование.

Оборудование:

- проектор, экран, пк, оборудование для воспроизведения аудио;

- флаг РФ, баннер или флаг – символ олимпиады – пять колец, карта мира для рассматривания, методическое пособие для педагогов и родителей «Зимние виды спорта» автор С. Вохринцев или др., портрет Пьера де Кубертена;

- лыжи, санки-салазки, мешочки с песком;

- цветовая разметка, метки ограничители, песочные часы или секундомер;

- цветовые эмблемы для команд, медали для награждения.

Работа с родителями:

- создание тематических альбомов о зимних видах спорта, фотовыставки «мои спортивные достижения»;

- консультация: игровые спортивные упражнения доступные старшим дошкольникам.

Ожидаемый результат от реализации проекта:

Дети научились распознавать символику олимпийских игр, узнали значение пяти колец, составили представление об олимпийском движении, получили представление об элементах соревнования зимних видов спорта, научились лыжному шагу и тренировались ходьбе и бегу на лыжах, расширили и пополнили активный словарь по теме зимних видов спорта. Приняли участие в соревнованиях с зимним спортивным инвентарем, упражняли навыки парного, командного взаимодействия в достижении поставленной цели. Дети повысили свои коммуникативные компетенции в умении договариваться, учитывать интересы сверстников, проявлять инициативу и самостоятельность в подвижных играх-соревнованиях, проявлять ответственность за начатое дело.

План мероприятий

Приложение 1

Методическая разработка: речевые игры на тему зимних видов спорта

«Один-много» речевая игра на словоизменение

Цель: формирование активного словаря у старших дошкольников.

Задачи:

- упражнять навык словообразования, пополнять активный словарь у старших дошкольников;

- развивать саморегуляцию у старших дошкольников;

- воспитывать организованное поведение в играх с правилами.

Вариант 1: (игра малой подвижности) Дети стоят по кругу, взрослый в центре. Условие игры: взрослый называет слово в единственном числе, бросает мяч любому игроку, тот в ответ изменяет слово, называет его во множественном числе. Если игрок не дает ответа, временно выбывает из игры. Игра может возобновляться несколько раз, по желанию детей (Хоккеист, конькобежец, фигурист, сноубордист, горнолыжник, бобслеист, скелетонист, биатлонист, сноукайтер, саночник, лыжник и пр.)

Вариант 2: Игроки располагаются по кругу, лицом в центр. Игру начинает любой игрок. По предварительному сговору, игрок произносит название спортсмена в единственном или множественном числе и перебрасывает мяч любому игроку, игрок получивший пас, отвечает на ход словоизменением (в обратном порядке множественном или единственным числом). В свою очередь произносит следующее название и передает ход любому игроку. Из игры выбывает игрок, не сумевший отразить пас – правильно изменить слово. Игра останавливается или продолжается по взаимному интересу играющих.

«Назови правильно» речевая игра на словообразование

Цель: формирование активного словаря у старших дошкольников

Задачи:

- упражнять навык словообразования, пополнять активный словарь у старших дошкольников;

- развивать саморегуляцию у старших дошкольников;

- воспитывать организованное поведение в играх с правилами.

Вариант 1: Взрослый демонстрирует иллюстрацию и/или называет вид спорта, игроки дети произносят название спортсмена. Правильно назвавший игрок получает очко-жетон. По окончании игры определяются игроки, наиболее успешно проявившие себя в игре.

Вариант 2: Для игры используются карточки пиктограммы, с изображением видов спорта (для групп комбинированного типа, целесообразно использовать иллюстрации видов спорта на начальном периоде, затем по мере освоения, перейти на пиктографические изображения). Игроки по очереди выполняют ход в игре: вытягивают карточку с изображением вида спорта, и по предварительному условию, произносят название вида спорта и название спортсмена. Или только название спортсмена. Давший правильный ответ, оставляет у себя карточку.

Вариант 3: (усложнение 2 варианта) Игрок, желающий продолжить игру, по названию спортсмена произносит название вида спорта, тем самым выигрывает право хода. Выигравшим считается тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.

Приложение 2

Конспект беседы «История олимпийских игр»

Олимпийские игры – самые крупные спортивные состязания. В них принимают участие спортсмены со всего мира, из разных стран, разных народов. История возникновения Олимпийских игр началась давным-давно.

Много, много лет назад, так давно, что нам с вами трудно себе вообразить, в Олимпии, так назывался древний город в Греции, возникла традиция устраивать соревнования между атлетами. Первоначально атлеты состязались только в одном виде спорта, в беге. Постепенно появлялись другие виды состязаний. Например, гонки на колесницах, метание диска и молота (рис 1).

Прошли многие годы. Столетия. Однажды во Франции, очень известный спортивный и общественный деятель Пьер Де Кубертен (см оборудование), предложил возродить Олимпийские игры. Его идею поддержали спортсмены из многих разных стран. Все они договорились, установили правила и стали устраивать Олимпийские игры один раз в четыре года.

Символом олимпийских игр служат пять разноцветных колец. Как вы думаете: что означает эта эмблема? (см. оборудование)

Посмотрите на карту мира (см. оборудование) – вы видите на ней пять огромных континентов, разделенных мировым океаном. Пять колец символизируют пять разных континентов:

Этот олимпийский символ означает, что один раз в четыре года, люди всего мира объединяются для участия в мирных честных соревнованиях.

Местом проведения игр, каждый раз выбирают разные города. Сначала видов спорта было немного и почти все они были летние. Но те страны, в которых зима длиться несколько месяцев, и в этих странах много зимнего спорта, предложили проводить еще и зимнюю Олимпиаду.

Вот так растет и ширится олимпийское движение. Ведь спорт - это здоровье, красота и выносливость, хорошее настроение. А кто из вас не хочет быть здоровым, выносливым и красивым? Думаю, все хотят. Вот и мы все вместе станем развивать в себе те качества и умения, которые сделают нас настоящими спортсменами. И, так как у нас за окошком зима, то и соревнования мы проведем по зимним видам спорта.

Скажите, какие зимние виды спорта вы знаете, и какие действия совершает спортсмен, какие умения демонстрирует? (высказывания, объяснения детей. Воспитатель помогает детям описать возможные виды спорта. Целесообразно воспользоваться тематическим альбомом по теме, изготовленным совместно с детьми).

Зимних видов спорта большое разнообразие. И каждый раз, находятся смелые, сильные, талантливые ребята, которые изобретают что-то очень интересное. Предлагаю вам создать выставку рисунков: какой вид спорта вас удивляет, впечатляет или какой вид спорта вам понравился, и вы хотели бы им заниматься.

Приложение 3

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности Экспериментирование «Дышите, не дышите»

Цель: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Задачи:

- развивать познавательный интерес детей к возможностям здорового организма;

- расширять представления о составляющих компонентах здорового образа жизни: свежий воздух необходим для хорошего самочувствия;

- прививать интерес к физической культуре и спорту, и желание заниматься физкультурой и спортом.

Ход эксперимента:

1 часть

Взрослый предлагает детям на несколько минут задержать дыхание. Уточняет: что происходит? Хочется скорее сделать вдох. Без дыхания человек не может обойтись.

В воздухе, который нас окружает, содержится газ – кислород, который необходим для нашего организма так же, как вода и пища.

Наш организм так устроен, что кислород проникая в кровь насыщает весь организм и делает нас активными, выносливыми, жизнерадостными. Активный человек успевает сделать больше интересного и полезного для себя.

А теперь представим дети, что мы все время находимся в закрытом помещении. Как вы думаете: хватит нам кислорода, чтобы оставаться бодрыми? Конечно, нет. Ведь кислород для нас вырабатывают растения, и что бы наш организм получал качественный кислород нам нудно быть поближе к растениям – на улице, а еще лучше в лесу, в парке, где много деревьев. И если мы при этом занимаемся спортом, то и кислорода наш организм получает значительно больше, насыщение кислородом происходит более интенсивно.

Часть 2

Добровольцы могут проверить это на себе. Когда человек чаще совершает дыхательные движения? В состоянии покоя или при выполнении физических упражнений?

Группа наблюдателей фиксирует количество дыхательных движений у добровольцев: при помощи секундомера (песочных часов на 1 мин), до выполнения упражнений. Добровольцы выполняют упражнение приседание, с частотой и амплитудой доступной испытуемому. Наблюдатели фиксируют количество дыхательных движений после выполнения физических упражнений. Полученные результаты сравниваются.

Вопрос для добровольцев: когда вы выполнили упражнение, какие эмоции вы испытали? Вам было приятно, весело выполнять упражнения? Можно сказать, что ваше настроение улучшилось?

Вывод: во время занятия спортом человек получает больше кислорода полезного для здоровья, так как частота вдохов во время выполнения физических упражнений увеличивается. Занятия спортом на свежем воздухе укрепляют здоровье, делают организм выносливым, улучшают настроение.

Приложение 4

Сценарий заключительного занятия

«Зимние олимпийские игры»

Цель: развитие интереса к участию в спортивных играх.

Задачи:

- учить элементам спортивных игр, играм-эстафетам;

- воспитывать целеустремленность;

- формировать умение оценивать свои достижения и успехи сверстников, развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему.

Ход мероприятия:

(общее построение)

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые. У нас сегодня спортивный праздник «Зимние Олимпийские игры».

Во имя грядущих побед,

Во славу Российского спорта,

Да здравствует детская Олимпиада,

Ведущая к новым рекордам!

Внимание!!! Олимпийский флаг установить!

(под торжественные фанфары устанавливается олимпийский флаг)

Ведущий:

Чтоб олимпийские игры начать,

Должны спортсмены клятву дать:

(Дети вместе с ведущим произносят слова клятвы).

Ведущий: Кто с ветром проворным может сравниться?

Дети: Мы, олимпийцы!

Ведущий: Кто верит в победу, преград не боится?

Дети: Мы, олимпийцы!

Ведущий: Кто спортом любимой отчизны гордится?

Дети: Мы, олимпийцы!

Ведущий:

Клянёмся быть честными,

К победе стремиться,

Рекордов высоких,

Клянёмся добиться!

Мы Российские спортсмены посвящаем все достижения в спорте своей любимой Родине. Во славу предстоящих побед, звучит гимн России.

(гимн России)

Ведущий:

Олимпийские игры считать открытыми! (аплодисменты)

(порядок проведения соревнований осуществляется в зависимости от состава участников, оснащенности дошкольной организации)

Программа соревнований

Дисциплина: Санный спорт. Парные гонки на салазках. Смешанные пары, командный зачет.

Правила проведения соревнования: Участники разбиваются на команды: две команды 6-10 человек мальчики и девочки. В паре играют мальчики и девочки. (Целесообразно провести разделение на пары под контролем воспитателя накануне соревнования так, чтобы партнеры были в равной весовой категории).

На старте один игрок находиться на салазках, другой тянет салазки до метки конца дистанции. На обратном пути игроки меняются местами и возвращаются на стартовую линию, там передают эстафету следующей паре. Выигрывает команда первой закончившая эстафету (длина дистанции может составлять 10-20 метров). Выигрывает команда, финишировавшая первая в эстафете.

Дисциплина: Санный спорт. Рыцарский турнир. Мальчики, индивидуальный зачет.

Правила проведения соревнования: Соревнование проводиться среди мальчиков в индивидуальном зачете по олимпийской системе. Мальчики на салазках везут пассажира на определенную дистанцию (10-20 метров). В заезде из 2 участников победивший проходит в следующий тур. Из всех участников определяется абсолютный победитель, второе и третье место.

Дисциплина: Лыжи. Эстафета. Командный зачет.

Правила проведения соревнования: В соревновании принимают участие команды (по предварительному сговору участников, смешанные или гендерные) с одинаковым количеством игроков. Общая дистанция делиться на отрезки, участники по очереди, передавая эстафету проходят дистанцию на лыжах (10-20 метров).

Дисциплина: Биатлон. Индивидуальный зачет.

Правила проведения соревнования: Участники проходят на лыжах определенный отрезок (не более 10-20 метров), выполняют броски тремя мешочками с песком в цель (горизонтальная цель диаметром 50-100 см, на расстоянии от линии броска 1,5-2 метра), и, выполнив разворот на лыжах, заканчивают дистанцию на финише. За каждый бросок мимо цели назначается штраф - дополнительный отрезок дистанции (общая дистанция не должна превышать 20 метров). В дисциплине определяется абсолютный победитель среди мальчиков и девочек, второе и третье место.

Награждение участников соревнований проводиться по олимпийской системе: медали за 1,2,3 место.

Ведущий:

День олимпийский завершен.

Принес он славу и успех.

Всех поздравляем с праздником!

С днем спорта, радости для всех!

Вы не зря тренировались,

Целей достигали,

Шли упорно, не сдаваясь,

Веры не теряли.

Пусть победа дарит радость,

Гордость и признание.

Пусть несут всегда удачу

Ваши начинания!

Приглашаем спортсменов победителей совершить круг почета (звучит спортивный марш, победители под аплодисменты совершают круг почета).

Ведущий: Объявляется торжественный спуск олимпийского флага. Флаг спустить! (вынос олимпийского флага с площадки соревнований).

Библиографический список:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

2. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа – М:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 128 с.

3. ФГОС ДО утв. приказом № 115 Минобрнауки от 17 октября 2013 года (с изм. от 08.11.2022).
2023