Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Родионова Т.Г. Сотрудничество детского сада и семьи: забота о здоровье дошкольника

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


За последний период значительно уменьшилось количество детей с первой группой здоровья. Дети раннего возраста, придя в детский сад, уже имеют нарушения здоровья. Кроме того, по данным социологического исследования, проведенного в детском саду с родителями, нам стало известно, что уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. В связи с такой ситуацией, появилась потребность в дополнительной здоровье сберегающей технологии, как одной из форм оздоровления детского организма и профилактики заболеваний. Основа успеха в воспитании является личный пример авторитетного для ребенка взрослого – родителя и воспитателя. Поэтому очень важно выработать единые требования к воспитанию, как в детском саду, так и в семье.
Однако родители сами пренебрежительно относятся к своему здоровью. Вредные привычки окружающих людей, непроизвольная давящая реклама и пропаганда «красивой» жизни по телевидению, не дает ребенку правильного представления о здоровом образе жизни.
Естественно, что работа с родителями в такой трудной области, как приобщение к здоровому образу жизни, задача сложная, но добиться положительной динамики в этом направлении по силам. Какая мать не мечтает видеть своего ребенка здоровым?!
Перед собой мы поставили цель – сделать из родителей не только теоретически подкованных в формировании здорового образа жизни людей, но и своих партнеров, единомышленников в этом вопросе.
Чтобы заинтересовать родителей, необходимо было показать и прорекламировать физкультурно-оздоровительную работу, которая проводится с детьми в детском саду. С этой целью нами были подготовлены выступления на родительские собрания с использованием мультимедийных презентаций, где родители могли видеть, как занимаются их дети на физкультурных занятиях, в тренажерном зале, на спортивных мероприятиях. Привлекали родителей к изготовлению собственных мультимедийных презентаций «Спорт дома и не только», где родители показали, как их дети увлеченно занимаются физкультурой не только дома, но и посещают спортивные кружки города. Неоднократно, под акцией «флеш-моб», проводились утренние зарядки, где родители не остались в стороне. Все в спортивной форме, подтянутые выполняли комплекс упражнений утренней зарядки. Хорошей традицией в нашем детском саду стало проведение спортивных праздников и развлечений совместно с родителями. Ведь, как правило, родители не хотят участвовать в играх и эстафетах вместе с детьми, а больше хотят быть зрителями. Им важнее снять происходящее на камеру, чем встать рядом с ребенком в спортивном костюме. И здесь приходит на помощь золотое правило: «родители являются первыми педагогами». Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка. А еще мы пытаемся донести до родителей мысль, что дети так же хотят гордиться своими родителями, как и каждый родитель, своим ребенком.
И такая работа дала результат. На наших спортивных праздниках, развлечениях, занятиях родители активно участвуют во всех играх и эстафетах со своими детьми. Даже при проведении очередного спортивного праздника организовалась команда родителей, которая соревновалась против команды детей.
В рамках педагогических проектов родители становятся активными помощниками по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования, с детьми находят картинки и иллюстрации того или иного вида спорта, делают эмблемы, подбирают спортивную форму.
Так при проведении спортивного праздника «Спортивная семья – здоровый дошкольник!» в рамках педагогического проекта «Здоровый дошкольник» было создано 6 семейных команд. Каждая команда представляла свою эмблему, речевку, единую командную форму. Изготовили необходимые атрибуты, маски для эстафет. Создали атмосферу доброжелательности и дружелюбия, поддерживая своих детей и прививая им эмоционально-положительное отношение к физической культуре и спорту.
Показателями результативности нашей работы являются:
1. Уменьшение количества заболеваний за аналогичный период прошлых лет, снижение длительности и тяжести заболеваний.
2. Сформированные знания и навыки здорового образа жизни у родителей и их детей.
3. Обогащение двигательного опыта, удовлетворение творческих потребностей детей.
4. Дружный и сплоченный коллектив.
Общеизвестная истина, что здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неизменной на протяжении всей жизни человека. Меняются времена, изменяются программы и методики, а формирование привычки к здоровому образу жизни остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. А родителям необходимо помнить - «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".
Список литературы:
1. Ермакова З.И. На зарядку, малыши! – 2-е изд., перераб. – Мн., «Нар. Асвета», 1981. С. 3 – 57.
2. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М: Издательский центр «Академия», 2002. – С.91 – 94.
3. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М., «Просвещение», 1972. С. 203 – 208.
2019