НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Горощенко О.В., Федорова Е.Г., Фролкина Л.П. Скрытые ресурсы мира оригами

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир.
В. Дегтева

Каждый воспитатель стремится найти скрытые резервы педагогических технологий, которые используются на практике, чтобы внедрить в работу рекомендации ФГОС ДО. Какая же деятельность способна воплотить направления Стандарта: создавать яркие представления ребенка о дошкольном детстве, развивать творческую фантазию и желание в получении новых знаний? Ответ на эти вопросы оказался прост – оригами (искусство складывания бумаги). Оно имеет кладезь преимуществ, если построено по принципу систематичности и последовательности, а также зарождает у ребенка ощущение маленького творца.

Оригами дети воспринимают как яркое загадочное действо, которое позволяет создать из фрагмента бумаги знакомый предмет путем несложных манипуляций. Любой дошкольник испытывает желание что-либо творить, изобретать и радоваться полученному результату. Если ребенок достойно выполнил поделку, ощутил ситуацию успеха, то у него есть все шансы на новые свершения. Бумажное конструирование играет важную роль в положительном эмоциональном настрое, а удовлетворение от работы и маленькие достижения становятся позитивным фактором развития личности дошкольника.

Развивающий эффект работы с бумагой бесспорен. Изначально, ребенок мысленно воспроизводит объект, что закладывает у него основы анализа и синтеза, активизирует мышление, необходимое для раскрытия творческого потенциала. Изучая схемы складывания, происходит развитие визуального восприятия, которое является базовым в выполнении математических задач, чтения и письма. Готовый предмет приблизительно напоминает знакомую фигуру и ребенок вновь попадает в ситуацию воссоздания образа, что совершенствует воображение, необходимое для принятия самостоятельных неординарных решений в будущем.

Развитие мелкой моторики рук и тактильное распознавание разных поверхностей (шероховатых, плотных, гладких, упругих) повышает уровень внимательности и памяти. В ходе конструирования ребенок приучает пальцы к точным движениям, при этом задействует обе руки, что положительным образом сказывается на развитии двух полушарий мозга: левого – отвечает за логику и речевые аспекты и правого – поддерживает воображение, творчество и образное мышление.

Технику оригами можно рассматривать как тренажер по подготовке руки к письму, как упражнение по совершенствованию пространственных понятий и глазомера, как этюд для художественного восприятия и коммуникативных навыков. Эти преимущества создают благоприятную почву для развития познавательной активности ребенка и его готовности к получению новых знаний в статусе ученика, что также трактуется ФГОС ДО. Оригами формирует значимые умения и навыки будущих учеников: умение слушать педагога и находить способ решения поставленной задачи; навыки самоконтроля и самооценки.

Учитывая вышеперечисленные достоинства оригами, его доступность и безопасность мы разработали систему занятий с детьми, определив ведущую идею работы – создание условий для социальной ситуации развития:

1. Обеспечение эмоционального благополучия и недирективной помощи педагога посредством совместной творческой деятельности и уважительного отношения к интересам каждого ребенка.

2. Поддержка индивидуальности и детской инициативы через свободное выражение детьми своих мыслей и чувств.

Цель работы – развивать творческие способности детей.

Задачи работы:

● Обучить детей конструированию, через овладение приемами и навыками работы с бумагой в технике оригами (сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание).

● Развивать мелкую моторику, творческое воображение, художественный вкус, воспитывать трудолюбие.

● Ознакомить с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

● Совершенствовать навык работы с операционными картами.

● Расширять коммуникативные способности детей, через взаимодействие со сверстниками при выполнении коллективных работ.

Реализации поставленных задач способствует использование разнообразных методов:

Наглядные – показ иллюстраций, схем, видеосюжетов, слайды.

Словесные – знакомство с новым материалом в ходе беседы, рассказа, художественного слова, с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Практические – самостоятельное выполнение работ.

Игровые – организация сюрпризного момента, введение игрового персонажа, дидактические игры.

Структура занятия содержит определенные этапы, которые дополняются различными формами работы:

1. Определение мотива деятельности через создание проблемной ситуации, загадки, стихотворения, вопроса, беседы.

2. Объяснение нового материала, показ качественно выполненного образца, рассказ об оригами, выявление базовой формы, приемов выполнения работы.

3. Снятие напряжения тела (физкультминутка, пальчиковая гимнастика и др.)

4. Повторение последовательности выполнения работы.

5. Самостоятельная деятельность детей с поддержкой педагога: складывание по схеме, на основе зрительного восприятия, по словесному описанию.

6. Рефлексия, обыгрывание изделия (инсценировка, сюжетно-ролевая игра), «оживление» поделки (раскрашивание, дополнение образа с помощью аппликации), использование в качестве украшения группы или подарка.

Обучение технике оригами проводится с учетом основных правил:

1. Заготовка должна быть точной квадратной или прямоугольной формы.

2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаемой.

3. Показ изготовления производится на столе или на доске.

4. Складывание должно быть поэтапным: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

5. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.

6. В ходе рефлексии повторить приемы складывания.

Первоначально необходимо научить детей аккуратно сгибать квадрат, четко следуя инструкции: точно совместить углы и стороны, продавить сначала середину линии сгиба, затем разгладить ее от середины к краям. Для совершенствования определенных движений пальцев рук используются развивающие упражнения: сложить квадрат по диагонали; сложить квадрат пополам; найти центр квадрата, складывая его по диагонали; найти центр квадрата, складывая его пополам; загнуть углы квадрата к центру и др.

Изготовление любой фигурки оригами начинается с определенной заготовки – базовой формы («книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей» и др.), которая складывается из квадрата путем простых приемов. Такие формы являются основой при выполнении более сложных изделий.

Работа по ознакомлению с конструированием из бумаги строится по следующим направлениям:

1. История бумаги: производство, свойства, виды (гофрированная, тетрадная, копировальная, газетная, салфеточная).

2. Знакомство с искусством оригами (история возникновения).

3. Волшебный квадрат (свойства, определение углов и сторон).

4. Базовые формы «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета».

5. Условные обозначения на схеме: «перевернуть лист», «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть».

6. Декоративное украшение изделий для придания выразительности.

7. Объединение поделок в панно, коллективные композиции.

8. Использование поделок оригами в театрализации, украшении группы, в художественном оформлении поздравительных открыток.

9. Модульное оригами (из нескольких одинаковых заготовок в процессе дальнейшего их соединения получается единая поделка).

Превратить конструирование в интересную и захватывающую деятельность, мотивировать детей на достижение результата помогают игровые приемы и формы работы:

● Когда два уголка и стороны листа соединяются, они оказываются «друзьями» (братом и сестрой, бабушкой и внучкой), перегибание листа приводит «к дружбе, встрече или расставанию». Углы «путешествуют в горы» (верхний угол заготовки) и в долины, переплывают реки (линии сгиба). Новый материал запоминается увлекательно и легко, так как объединен одной логичной и образной историей.

● При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу.

● Прием «мышка в норке» используется в базовой фигуре «двойной треугольник» при загибании противоположных треугольников внутрь.

● Смятая бумага «шевелится», поэтому серию занятий по оригами можно назвать «Живая бумага».

● Сказку «Волшебный Квадратик» можно использовать на начальном этапе знакомства с оригами: «Я – Квадратик не простой, а волшебный. А знаете почему? Я умею творить чудеса, могу совершать разные превращения. Могу стать цветочком или звездочкой, самолетиком или корабликом, зайчиком или лисичкой. Любая девочка и мальчик могут стать волшебниками и научиться превращать простой квадрат в любую фигуру. Но для этого надо постараться и быть очень внимательным. Мне всегда хочется узнать, как можно больше о том, в кого или во что я превращаюсь».

● Начинать занятие можно с «ритуального» стихотворения, например:

«Что такое оригами?» - задаю вопрос я маме.

И ответила она: «Это – целая страна!»

Там чудесно оживают птицы, звери и цветы.

Там таинственно, как в сказке все сбываются мечты.

И тогда решаю я: «Это чудо – оригами буду я любить всегда!»

Техника оригами предоставляет возможность разнообразить деятельность детей в ходе изучения лексических тем.

Бумажное творчество это не столько умение сгибать и совмещать углы, сколько обогащение и активизация словаря, закрепление знаний по лексическим темам, развитие творческого воображения; проявление желания в оформлении коллективной композиции, в организации театральной деятельности и как следствие – стремление ребенка создавать уникальное. Знание собственных способностей, того, что сам можешь из обыкновенного листа бумаги сотворить маленькое чудо, наполняет ребенка новыми стремлениями к познанию мира и уверенностью в себе.

Список литературы1. Дегтева В. Н. Оригами с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. «Библиотека воспитателя» «Мозаика-Синтез», 2012.

2. Дорогова Е. Ю., Дорогов Ю.И. Секреты оригами для дошкольников. Ярославль: «Академия развития», 2008.

3. Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2015.

4. Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. 4-е. изд. М.: Айрис-пресс, 2005.

5. Сухаревская О. Н. Оригами для самых маленьких, М.: «Айрис-пресс», 2016.

6. Галерея оригами. [Электронный ресурс]. URL: https://fanibani.ru/origami-iz-bumagi-top-shem-podelok-legkie-i-poshagovye/ (дата обращения: 28.11.2022).

7. Мышка-оригами из бумаги – простые схемы для детей [Электронный ресурс]. URL: https://all-origami.ru/myshka-origami-iz-bumagi-prostye-sxemy-dlya-detej (дата обращения: 28.11.2022).
2022