НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Васильева Р.В. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях ДОО

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Ведущей задачей речевого воспитания дошкольников в последнее время является развитие связной речи как высшей формы речемыслительной деятельности. Это обусловлено требованиями ФГОС ДО, где реализация образовательной области «речевое развитие» подразумевает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Следует отметить, что обращение к вопросу исследования сущности понятия «связная речь» не является новым для специалистов ряда наук (лингвистики, логопедии, психологии и педагогики). Аналитический обзор научных источников показал большое разнообразие подходов к определению искомого термина: 1) смысловое развернутое высказывание, которое состоит из логического ряда сочетающихся предложений, обеспечивая общение и понимание людей (A.M. Бородич [1]); 2) развернутое изложение определенного содержания, которое логично, последовательно, грамматически правильно и образно осуществляется (Ф.A. Сохин [2]); 3) логически и грамматически верно организованная система, которая обладает самостоятельностью, законченностью, способная разделяться на части, значимые и связанные друг с другом (O.C. Ушакова [3]) и пр.

Изучение особенностей развития детей дошкольного возраста привело Ф.А. Сохина к выводу о том, что связная речь включает в себя все достижения ребенка в процессе овладения родным языком, когда происходит освоение звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя [2].

Кроме того, учеными подчеркивается, что эффективность процессов общения с окружающими людьми и, особенно, обучения находится в прямой зависимости от уровня сформированности навыков связных высказываний.

В итоге, на основе изученных нами источников мы вывели собственную трактовку сущности термина «связная речь», которую, на наш взгляд, следует понимать как сформированное в процессе обучения и развития мышления умение правильно выразить свою мысль путем развернутых высказываний в форме логически выстроенных предложений с использованием языковых средств в целях общения с другими людьми.

Общеизвестно, что на этапе предшкольной подготовки важна достаточная степень развития у детей умения планировать собственное высказывание, определять его содержание, последовательно и связно излагать свои мысли. Так, в ФГОС ДО в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования указано, что ребенок должен: а) достаточно хорошо владеть устной речью, б) уметь выражать свои мысли и желания, в) уметь использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

В идеале, согласно данным многочисленных исследований, у детей с нормой речевого развития к концу дошкольного возраста связная речь должна достичь высокого уровня. В этом возрасте совершенствование связной речи является основной задачей развития речи ребенка, предполагая овладение словарным запасом, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение использовать усвоенный языковой материал, а именно умение передать содержание готового текста полно, связно, последовательно и понятно для окружающих или самостоятельно составить связный рассказ.

Однако, установлено, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества дошкольников с нарушениями речевого развития. У таких детей бедная лексика. У них в недостаточной степени развита способность к обобщению и абстракции. Они нарушают логическую последовательность, «застревают» на второстепенных деталях, пропускают главные события, повторяют некоторые эпизоды. Это можно наблюдать в беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок. У них скудные высказывания, они стремятся избежать развернутой речи. При составлении рассказов о событиях из своей жизни, рассказов на свободную тему с элементами творчества, они используют простые малоинформативные предложения.

В связи с этим, в штате многих дошкольных организаций есть логопеды, которые целенаправленно в тесном сотрудничестве с воспитателями и родителями работают над созданием условий, способствующих коррекции имеющихся нарушений речи у воспитанников.

Так, на базе нашей ДОО разработана программа развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, которая предусматривает овладение навыками связной речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества. В частности, в целях развития способности составлять адекватное законченное высказывание на уровне предложения мы будем использовать различные речевые игры и упражнения, в результате апробации которых воспитанники научатся: 1) составлять предложения по структурной схеме («Живые слова»); 2) составлять предложения путем добавления слов-описаний («Добавь слова»); 3) образовывать предложения из слов («Составь предложение»); 4) составлять распространенные предложения («Размытое письмо»); 5) заканчивать предложения путем подбора только одного нужного слова («Дополни предложение»); 6) придумывать предложения с использованием названного слова («Придумай предложение»); 7) составлять сложные предложения, используя союз потому что; 8) правильно строить предложения с причинно-следственной связью («Объясните, почему…»). Последующие игры будут направлены для закрепления умения составлять описательные рассказы про разные предметы с использованием слов, обозначающих их существенные признаки. Например, в ходе игры «Отгадай-ка!» дети научатся описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. А игра «Как ты узнал?» будет способствовать развитию умения подбирать доказательства при составлении описательных рассказов, выбирая существенные признаки.

Таким образом, мы полагаем, что эффективность процесса развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи будет зависеть от следующих условий: а) обогащение словарного запаса путем использования речевых упражнений в режимных моментах и в процессе специально организованной образовательной деятельности; б) развитие умения использовать при описании предметов слова, обозначающие существенные признаки; в) развитие способности составлять адекватное законченное высказывание на уровне предложения путем использования метода наглядного моделирования и без него; г) развитие способности составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов и с помощью вопросов.

Список литературы1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.

2. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: МОДЭК; МПСИ, 2004. – 224 с.

3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2013. – 287 с.
2022