Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Слива Н. В. Игры с элементами спорта как средство гармоничного физического и психического развития современных дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


Какие качества понадобятся нашим детям в дальнейшей, взрослой жизни, какие навыки, какие профессии будут востребованы в этом стремительно меняющемся мире? Мы можем только прогнозировать, предполагать. Но мы точно знаем, наши дети должны быть счастливыми и здоровыми. И фундамент этого мы должны заложить в их жизни сегодня. Действительность, окружающая наших детей, стремительно меняется. На смену увлекательным дворовым играм пришли гаджеты. К сожалению, надо признать, что детям все меньше и меньше времени остается для спортивных, подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Происходит нарушение баланса между видами детской деятельности. Это не может не сказаться негативно как на состоянии психического и физического здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. Специалисты отмечают, всплеск простудных заболеваний, который «приобретает характер стихийного бедствия», и с которым практически не справляются ни педиатры, ни родители, ни воспитатели ДОУ.
В связи с этим продолжает оставаться актуальным поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных способов развития двигательной детской сферы, привитие интереса к движению на основе жизненной потребности быть ловкими, выносливыми, сильными, смелыми, а значит здоровым и успешным, способными принимать любую реальность без страха и уметь себя реализовывать. Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив очень ценным чувством - чувством «мышечной радости» которое он испытывает, двигаясь. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. И конечно сегодня одним из основных механизмов в решении подобных задач есть и остается подвижная игра с элементами спорта. Именно она может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.
Подвижным играм с элементами спорта, как виду деятельности, свойственны такие признаки, как быстроменяющиеся условия тех или иных действий; поэтому в таких играх задействованы двигательные способности: скоростно-силовые, координационные, выносливость, сила, гибкость. В играх с элементами спорта развиваются и совершенствуются функции различных анализаторов, а также «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени». Практика показывает, использование в старшем дошкольном возрасте игр с элементами спорта, как способа организации физического воспитания, обеспечивает единство физического, психического и личностного развития ребенка.
Именно эти игры требуют от детской личности большей самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве. Именно они являются высшей формой обычных подвижных игр. Ребенок «вынужден» в кратчайшие сроки увидеть создавшуюся ситуацию (расположение соперника, партнеров, положение мяча, шайбы и т.д.), оценить, выбрать наиболее правильные действия и применить его. Все это определенно требует от ребенка определенных умений и навыков.
Не зря во многих научных работах мы регулярно встречаем такое определение спортивным играм: «Спортивная игра - это добровольная деятельность, проходящая по определенным правилам и характеризующаяся азартом, в которой эмоциональная сторона доминирует над утилитарно-практической и, которая приносит удовлетворение и радость не только от результата, но и от самого процесса как непосредственным участникам игры, так ее наблюдателям». Многие исследователи (В.П. Арсентьева 2012, О.Г. Галимская 2017, О.А. Сабуркина 2017) констатируют тот факт, что подвижная игра является важнейшим средством гармонического развития детской личности, институтом управления собственным поведением, способом формирования положительных взаимоотношений с окружающим социумом, благополучного эмоционального и физического состояния ребенка. Именно этот факт делает игру социально и биологически необходимой в процессе гармоничного развития личности.
В играх с элементами спорта, как в других видах двигательной активности, необходима автоматизация двигательных навыков. Как правило автоматизировано должны осуществляться отдельные игровые элементы, приемы. Однако во время игр нередко, возникают такие ситуации, когда заученные движения становятся неэффективными. Тогда привычная деятельность должна изменяться в соответствии с вновь создавшимися условиями. В этом и заключается значительный педагогический потенциал игр с элементами спорта в процессе физического и психологического формирования подрастающего поколения. Они обладают большими воспитательными возможностями. Они создают условия для преодоления различные ситуационных трудностей, воспитывают выдержку, характер.
Правильно организованные занятия не зависимо от того, будут они систематическими или эпизодическими в дошкольном возрасте, оказывают положительное воздействие на организм и психику ребенка. Зачастую при появлении устойчивого интереса могут оказаться любимым видом физической активности что помогает сделать выбор в пользу той или иной спортивной секции. И в дальнейшем достичь высокого уровня спортивного мастерства.
Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что игры с элементами спорта создают условия для продуктивного воспитательного процесса, преображают ребенка из объекта социально-педагогического воздействия в субъект бесконечной творческой деятельности на основе развития внутренних мотиваций к самосовершенствованию, самопознанию. Обучение этим играм, дает детям равные права в овладении ценностями физической культуры и предоставляет каждому ребенку право выбора, возможность для проявления личностных особенностей, индивидуальных способностей и талантов.

Библиографический список

1.       Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие / В.П. Арсентьева. - М.: ФОРУМ, 2012. - 144 с.
2.       Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: теория и методика / М.М. Боген. - М.: Либроком, 2011. - 200 с.
3.       Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет /Л.Н. Волошина, Т.В.Курилова. - Белгород: Изд-во Белый город, 2013. - 144 с.
4.       Галимская, О.Г. Формирование двигательно-игрового опыта старших дошкольников посредством спортивных игр: дисс.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Галимская Ольга Генриховна. - Белгород, 2017. - 195 с.
5.       Сабуркина О.А. Физическое воспитание старших дошкольников на основе использования средств спортивных игр. / О.А. Сабуркина, М.А.Вершинин, Н.А. Финогенова // Теория и практика физической культуры. - 2017. - №6. - С.57-58.
2021