Актуальные вопросы начального общего образования

Ганькина Н.Ф., Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf


Задача современной системы образования заключается в формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения.
Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений.
Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Формирование коммуникативных умений - это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности». Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. 
Г.М. Андреева считает, что коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности.
Существуют два вида формирования коммуникативных компетенций: вербальные и невербальные.
К вербальным (словесные) относятся:
·                    умение слушать и слышать собеседника;
·                    умение корректно задавать вопросы;
·                    умение адекватно реагировать на вопросы и давать ответы;
·                    умение допускать разные точки зрения (нейтральная позиция педагога, которая позволяет обучающимся во время занятия высказывать и «правильные», и «неправильные» точки зрения без опасения, что их одернут, остановят);
·                    установка на совместную деятельность;
·                    групповая и парная формы работы.
К невербальным относятся: 
·                    визуальные (выражение лица, позы, контакт глаз),
·                    акустические (интонация, паузы и логические ударения), 
·                    тактильные (дистанция, прикосновение).
·                    
Коммуникативная компетенция – одна из ключевых компетенций, от сформированности которой зависит активность и успешность человека в жизни, уровень его социализации и самореализации. Поэтому проблема её формирования относится к числу наиболее важных и одновременно наиболее сложных. 
Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Речь идёт о процессе, посредствам которого младшие школьники усваивают опыт общественной жизни и отношений, учатся эффективно взаимодействовать друг с другом. Этот процесс предполагает активное участие школьника в освоении социальных норм, ролей и функций, приобретении необходимого опыта для их успешной реализации.
Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Коммуникативная компетенция приобретает особую значимость в начальной школе, так как речевое общение является основным условием развития мышления и речи ребёнка, а именно в младшем школьном возрасте окончательно формируется внутренняя и монологическая речь, эмпатия, закладываются основы письменной речи.
Специфика коммуникативной деятельности определяется логикой личностного развития младшего школьника.
Личностная сфера младшего школьника формируется в общении с учителем, одноклассниками и родителями. Чувства ребёнка становятся более осознанными, глубокими, внеситуативными. В этом возрасте отмечается появление особых форм сопереживания, эмоции. К концу обучения в начальной школе развивается речевая выразительность, обогащается интонация.

Для  формирования коммуникативных навыков  в своей работе использую следующие приемы:
•  Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
•  Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
•  Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
•  Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
•  Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
•  Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
•  Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Формы работы, которые я использую в своей работе: игровые, групповая работа, работа в парах, коллективная, где дети учатся взаимодействовать между собой.
Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога:
любое мнение ценно;
ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,
хочешь говорить – подними руку;
дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;
обращение начинается с имени;
критика должна быть тактичной;
отсутствие результата – тоже результат;
голос – твой божественный дар, умей им владеть.
   Хорошим приемом здесь будет – проектная и исследовательская деятельность. Последние проекты, которые мои дети выполняли по предметам. Русский язык – проект «Имена прилагательные в «Сказках о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин». Математика - Проект «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий. Литературное чтение – проект «Природа и мы». Ученики моего класса принимают участие в школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», где Калмыков Егор стал призёром, а Ямбушев Усман – победителем среди учеников 2-х классов (2019г). В прошлом году Ямбушев Усман стал победителем среди 3-х классов.
  Часто использую еще один прием формирования коммуникативных УУД- создание проблемной ситуации. Так, например, при изучение темы «Изменение личных местоимений по падежам» задала вопрос:
- Могут ли, личные местоимения изменятся по падежам?
Создали проблему. Мнение детей разделилось. Затем начали решать проблему. Я им предложила попробовать изменить личное местоимение по падежам. Получится или нет? Дети сами вывели тему, поставили цели урока.
На уроках русского языка учащимся предлагаю разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно – целесообразные высказывания в устной и письменной форме. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
На уроках окружающего мира, дети готовят развёрнутые ответы, стараются пересказывать изученный материал.  
Положительным результатом формирования коммуникативных УУД в своём классе я считаю то, что:
·        дети класса учатся разрешать возникающие между ними конфликты,
·        учатся организовывать игры, при этом самостоятельно распределяя роли, устанавливая правила игры
·        учатся работать в паре, в группе и защищать результат этой работы
·        учатся высказывать своё мнение
·        учатся сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов
·        учатся договариваться между собой, уступать

Таким образом, из всего мною сказанного можно сделать вывод:
Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. 

Заключение.

Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.
Таким образом, формирование коммуникативных качеств "дает" ребенку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.











2022