НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Сигова К.А. Обучение творческому рассказыванию дошкольников с помощью сказок-перевертышей

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в разнообразной художественной деятельности. Что касается речевого творчества, уровень его развития предполагает свободное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образцы. Составляя творческий рассказ, ребенок самостоятельно продумывает его содержание, выстраивает его логически, облекает в словесную форму. Подобная работа требует большого лексического запаса, композиционных навыков (умения придумывать завязку, кульминацию, развязку), умения точно, увлекательно и выразительно передавать свой замысел.
Особое место в развитии творческой личности занимает словесное творчество – такая деятельность, которая возникает под влиянием художественного слова и восприятия окружающей действительности, что является результатом воображения. Словесное творчество детей проявляется в различных формах: в словотворчестве, создании неологизмов, стихов, рассказов и сказок.
Творческое рассказывание детей рассматривается как вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом. Наиболее успешно данный процесс протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают детям овладевать речетворческими навыками.
В.Т. Кудрявцев отмечает, что чтение обычных художественных сказок для ребенка вызывает радость и интерес, но в дальнейшем это переходит в повседневный бытовой ритуал. Именно тогда следует обращаться к разработанной теории К.И. Чуковского о богатстве поэтического мира и жанре перевертышей.
Перевертыши – их установка создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств, их содержанием является заведомая ерунда и нелепость. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи таких произведений ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться. Дошкольнику доставляет удовольствие осознавать, что он не глупец: он-то знает, как все бывает на самом деле. Самоутверждение необходимо ребенку в его ежедневной сложной работе познания мира. Перевертыши предоставляют дошкольнику возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.
Чем ближе и проще сказочный оригинал для ребенка, тем сильнее может быть выражен эффект его преобразования. Поэтому, подбирая исходный материал для работы стоит обращать внимание, прежде всего, на те сказки, с которыми многие дети были знакомы еще до поступления в ДОО.
Задача перевёртышей – способствовать активизации рассудительности ребёнка, предоставить богатый материал, требующий анализа и систематизации знаний. Удивительно то, что дети не только тяготеют к восприятию «готовых» перевертышей, но и сравнительно рано приступают к самостоятельному конструированию таких небольших произведений:
«Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели».
К. И. Чуковский, анализируя произведения народного творчества, вычленил и систематизировал основные приемы составления небылиц, нелепиц и перевертышей. Они построены на «опрокидывании» норм, на приписывании объектам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей, как интересная забава. Перевёртыши могут быть построены на основе использования приёмов, например: малому приписываются качества большого и наоборот («комарище, упавши с дубища»); холодному приписываются качества горячего и наоборот (человек обжегся холодной похлебкой; знойным летом дети скользят на коньках по воде); перевертыши явлений и законов природы (море горит, в лесу рыба растет); перевертыши действующих лиц (ворота лают из под собаки) и другое.
Перевертыши хорошо известны специалистам в области дошкольного воспитания, их включение в педагогический процесс носит чаще всего несистематический характер. На их основе не развертывается целостное образовательное содержание, а это препятствует достижению глубокого и устойчивого развивающего эффекта.
Знакомство с перевертышами и дальнейшее их творческое домысливание, собственное сочинение всевозможных путаниц создает благоприятную почву для формирования креативности и словесного творчества. Перевертыши не только развивают фонематический слух, слуховое внимание, но и логическое мышление.
Перевёртыши помогают развивать фантазию ребенка с самого раннего возраста. Поэтому детские поэты, педагоги, авторы детских пособий сочиняют нелепицы и включают их в свои пособия (Л. Кэролл, А. Милн, Д. И. Хармс, С. Я. Маршак, Б. В. Заходер, Э. Н. Успенский и др.).
Понимание детьми значения выразительности языка произведений; желание использовать перевертыши в художественно-речевой и игровой деятельности; умение детей применять некоторые средства выразительности для наиболее полного воплощения образа своих произведений является результатом планомерного педагогического процесса.

Библиографический список

1.       Лыкова И. А. Небылицы, путаницы и загадки-обманки: развиваем воображение и чувство юмора / И. А. Лыкова. – Москва: издательский дом «Цветной мир», 2014. 33-38 с.
2.       Смирнова Т. В. Обучение детей творческому рассказыванию [Электронный ресурс]. URL: https://students-library.com/library/read/54007-obucenie-detej-tvorceskomu-rasskazyvaniu (дата обращения 11.12.2018).
3.       Чуковский К. И. «От двух до пяти», глава « Педагогическая ценность перевертышей» / К. И. Чуковский. – Москва: Просвещение, 1998. 274 с.
2019