Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Кулагина Е. В. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


Чтобы дети были здоровыми, необходимо с детства воспитывать в них правильное отношение к своему здоровью. Для этого родителям необходимо каждый день беседовать с детьми на тему сохранения природы и защиты своего здоровья от вредных факторов и регулярно проводить профилактические мероприятия, по предотвращению заболеваемости.
К сожалению, многие родители не знают какими способами можно укрепить здоровье своего ребенка. В силу постоянной занятости родителей дети проводят мало времени на свежем воздухе, двигательная активность у них снижена, практически все дети проводят очень много времени у экранов телевизора или планшета, чем вредят зрению.
Как же родители могут помочь своим детям воспитать правильное отношение к своему здоровью? Необходимо прививать привычку к чистоте, опрятности, аккуратности, развивать культурно-гигиенические навыки.
А чтобы ребенку было легче запомнить эти правила, можно с ним поиграть. Например, можно рассмотреть 2 сюжетных картинки. На одной будет изображена девочка в чистой одежде, с заплетенными косичками, в убранной комнате. А на другой картинке будет изображен чумазый мальчик, в порванной одежде, с непричесанными волосами, прыгающий по лужам. Ребенок должен внимательно рассмотреть обе картинки и объяснить, кто из детей поступает правильно, а кто нет. Какой ребенок может заболеть, если не будет соблюдать элементарные правила гигиены.
Обязательно проводите с ребенком физминутки, пальчиковую гимнастику и играйте в различные подвижные игры. К счастью, сейчас на просторах интернета можно найти физминутку и пальчиковую гимнастику по любой теме. Не пренебрегайте утренней гимнастикой. Это не только укрепит здоровье вашего ребенка, но и подарит отличное настроение от проведенного времени вместе. А чтобы было еще веселее, можно включить тематическое музыкальное сопровождение или видео-зарядку по телевизору с любимыми героями. Достаточно делать ее по 10 минут каждое утро. Самое главное делать ее регулярно и с удовольствием.
Старайтесь как можно больше времени проводить на свежем воздухе. По возможности гуляйте в парках, катайтесь вместе на самокатах, велосипедах, роликовых коньках. Это укрепит мышцы ног и благоприятно воздействует на весь организм. Всегда можно поиграть в мяч. «Вышибалы», «Съедобное, несъедобное», «Футбол», «Горячая картошка», «Детский боулинг» все эти игры очень любят дети. Они не только помогают ребенку укреплять мышцы, но и развивают меткость, выносливость, а также развивают речь ребенка. А чтобы было еще интереснее пригласите поиграть других детей, гуляющих рядом. Так Ваш ребенок не только проведет время с удовольствием, но и обретет новых друзей.
Есть и другие не менее полезные игры с инвентарем. Например, игра «Удочка». Участники встают в круг. Ведущий встает в центр с «удочкой» — скакалкой или веревкой, на конце которой привязан мешочек с песком. Если нет мешочка, то можно воспользоваться только скакалкой. Ведущий крутит удочку по кругу, а участники должны подпрыгивать, стараясь ее не задеть.
Еще одна из моих любимых игр, которая не только хорошо влияет на физическое и эмоциональное развитие ребенка, но и развивает его фантазию это игра «Море, волнуется раз». Выбирается ведущий и участникам говорит следующие слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, замри». Участники должны изобразить любую по желанию фигуру, а ведущий должен угадать фигуры и сказать, какая ему больше понравилась. Тот человек, чья фигура понравилась, становится ведущим.
Также не стоит забывать и про охрану здоровья во время прогулок. Необходимо регулярно проводить с ребенком беседы по теме безопасного перехода дороги, безопасного поведения с посторонними людьми, а также напомнить о том, что в парках и на дорогах могут быть другие участники на движения на транспорте (самокате, велосипеде и т.д.), поэтому необходимо быть внимательным, чтобы не допустить столкновение. Также по этой теме можно поиграть в игру «Светофор», где родитель может выступать в роли светофора и показывать ребенку различные сигналы, а ребенок должен показать, что необходимо делать на каждый сигнал светофора. Или проиграть различные ситуации с игрушками, машинками, маленькими человечками.
Не стоит забывать про закаливающие процедуры. Особенно это актуально в летнее время. Игры с водой на свежем воздухе, походы в бассейн будут отличным вариантом. Можно окрашивать воду в разные цвета, провести интересные опыты с водой, например «Тонет- не тонет», изучить свойства воды, побыть рыбаком и поймать свой самый большой улов. Рекомендуется вводить ежедневные обливания водой. Сначала теплой водой, а затем с каждым днем делать ее более прохладной. Также можно брызгать друг друга из пульверизатора.
Солнечные ванны тоже благоприятно сказываются на здоровье не только детей, но и взрослых. Ведь недостаток витамина Д в организме является причиной достаточно серьезных заболеваний. Всегда стоит помнить, что принимать солнечные ванны рекомендуется в утреннее время до 10 часов, пока солнце не такое яркое и после 16.00, когда оно уже не такое активное.
К сожалению, мы живем в мире, где приходится очень много работать, мы рано уезжаем и поздно приезжаем и на прогулки и увеселительные мероприятия у взрослых просто не остается сил. Но и здесь есть выход. Отдайте ребенка на спортивную секцию. Гимнастика, плавание, футбол, единоборства или танцы – эти секции помогут ребенку поддерживать физическое развитие на должном уровне, завести новых друзей, закалить свой характер и отлично провести время. Кстати, сейчас во многих фитнес центрах есть программа по ЛФК для детей.
И конечно же не стоит забывать о правильном питании. Вводите в рацион ребенка больше овощей и фруктов, особенно в летнее время, когда эти продукты в изобилии. Не забывайте про питьевой режим – ведь вода – это источник жизни. А чтобы ребенку было проще адаптироваться к новым переменам в его режиме, начните с себя и вместе с ребенком идите по этому здоровому пути.
Только комплексный подход в виде игр, просматривания тематических мультфильмов, рассматривания сюжетных картинок, проведения физических упражнений и проговаривания определенных правил по формированию культурно-гигиенических навыков, помогут детям стать здоровыми, сильными, бодрыми и успешными.

Библиографический список.

1.       Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // "Дошкольное воспитание" №6, 2000.
2.       Голубева Л., Прилепина И. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. // Дошкольное воспитание №1, 2001.
3.       Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. - М, Просвещение, 2002.
4.       Маханева М. Воспитание здорового ребенка. // Дошкольное воспитание №6, 2002.
5.       Пукинская М., Рунова М. Активный отдых дошкольников. // Дошкольное воспитание, №12, 2001.
6.       Степаненкова Э. Методика физического воспитания. - М, Мозаика-Синтез, 2005.
2021