НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Коновалова Н.Г. Методическая разработка квест-игры, посвященной Дню освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских захватчиков, на тему «Мы хотим быть достойны героев»

Библиографическое описание:
Коновалова Н.Г. Методическая разработка квест-игры, посвященной Дню освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских захватчиков, на тему «Мы хотим быть достойны героев» // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.

Пояснительная записка

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Но патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе. Поэтому процесс воспитания патриотизма является составной частью и одной из главных задач идеологической работы.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мы знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение. Показываем детям, что их малая родина славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (день города, День Победы, День защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не только представления об их городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Цель: создать условия для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально – нравственного и познавательного развития.

Задачи:

· формировать гражданственно-патриотические отношения и чувство сопричастности:

- к семье, городу, стране (патриотические даты и праздники);

- к природе родного края;

- к культурному наследию своего народа;

· воспитывать патриотизм и чувства гордости за свою страну;

· формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;

· воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Ход мероприятия

Организационный момент

По сигналу (запись барабанной дроби) - сбор отрядов на торжественное построение.

Главнокомандующий:

-Здравствуйте товарищи бойцы!

Дети: Здравия желаем товарищ главнокомандующий!

Главнокомандующий:

Ребята, сегодня 2 сентября – особый праздник, он связан с Днем освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских захватчиков. И мы в детском саду тоже отмечаем этот день, потому что самое главное – это мирное небо, мирная жизнь. За это мы обязаны нашим доблестным воинам, которые не щадили жизни, освобождая Сахалин и Курилы от врага, защищая нашу с вами Родину.

1-й ребенок: Наш остров дорогой, любимый

Ты гордый, сильный и красивый.

Сахалин наш край родной,

Очень любим мы с тобой!

2-й ребенок: За остров шли жестокие бои,

За Сахалин солдаты воевали.

И в сентябре разбив врага,

Победу нам завоевали.

3-й ребенок: Пусть будет мир на всей планете,

И войны не знают дети.

Пусть дети учатся, мечтают,

Ни горя, ни беды не знают.

Главнокомандующий: Пока вы еще маленькие, но мы очень хотим, чтобы вы выросли смелыми, сильными людьми, достойными гражданами нашей страны, любящими свою Родину, и способными в трудную минуту встать на ее защиту. Товарищи бойцы, сегодня в детском саду произошло чрезвычайное происшествие: из нашего сада была похищена очень ценная вещь. Ваша задача найти её. Задание очень сложное, вам необходимо будет преодолеть много препятствий. После правильного выполнения каждого задания команда получает фрагмент подсказки. Только когда вы пройдете все испытания, и у вас будут все подсказки, вы возвращается ко мне в штаб.

Препятствие вы будете проходить командами:

- первая команда «Десантники» - (Мы десант и это клево, победим в игре любого)

- вторая команда «Танкисты» - (Мы танкисты рвемся в бой, танк любимый наш герой)

-третья команда «Моряки»- (Есть девиз у моряка, не боимся мы врага)

Главнокомандующий: К выполнению боевого задания готовы?

Дети: Готовы!

Сейчас каждая команда отправиться по своему маршруту на поиски первого задания, как только вы найдёте значок с цифрой 1 – это и будет первый пункт, там вас ждут руководители, они вам расскажут, что следует делать. По сигналу – команды стартуют.

Руководители пункта (каждый на своём участке): Приветствую Вас, мои юные патриоты! Я знаю, какое ответственное задание вам поручено.

1 задание: "Минное поле" Детям дают конверт с заданием-схемой, где нужно определить само задание и выполнить его согласно схеме. Задача бойцов найти «мины» и обозначить место – флажком «ОПАСНО». (По количеству детей). Мины (кубики) спрятаны по всему участку.

По окончании выполненного задания детям отдают фрагмент символа (флагшток).

2 задание - "Болото- Бурелом" Дети получают конверт со следующим заданием-схемой, определяют задания, выполняют.

Участники, в колонне по одному, проходят участок болотистой местности, перепрыгивая «с кочки на кочку» (кочки — обручи). Если кто- то прыгнет в красный обруч (топь, то все проходят «болото» заново. Далее все преодолевают бурелом, перешагивая и нагибаясь через натянутые верёвки.

По окончанию выполненного задания, детям отдают фрагмент символа (часть флага).

3 задание – "Военные профессии" (логическое задание). Разрезные картинки – нужно найти все атрибуты к военному, и назвать его профессию (Десантник, медсестра, танкист, моряк, лётчик).

По окончании выполненного задания детям отдают фрагмент символ (часть флага).

4 задание - "Снайперы". Участники по очереди метают «гранаты» (мешочки с песком) в сторожевые катера - расстояния 2 метров. Сколько катеров не подбито, столько и пленных. Для спасения товарищей необходимо разгадать загадки.

Я на «тракторе» служу,

Только так, я вам скажу:

«Ведь прежде чем пахать мне пашню,

Я разверну сначала башню». (Танкист)

Самолёт стоит на взлёте,

Я готов уж быть в полёте.

Жду заветный тот приказ,

Защищать, чтоб с неба вас! (Военный летчик)

Будоражит глубину, бережет свою страну

Бороздит пучины ходко

По заданию…… (Подлодка)

Имя девичье носила

И врага огнем косила

Вражьи замыслы поруша

Легендарная… (Катюша)

Уважения достоин

Смелый и отважный воин

Трудно в тыл врага пробраться

Незамеченным остаться

Все запомнить. Разузнать

Утром в штабе рассказать… (Разведчик)

Кто шагает на параде,

Вьются ленты за спиной,

Ленты вьются, а в отряде

Нет девчонки ни одной. (Моряки)

Брат сказал: «Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником — Станешь … (Пограничником)

Крепкий прочный парашют

За спиной его раскрылся

И за несколько минут

Он на землю опустился…. (Десантник)

В кобуре лежит – молчит

А в бою заговорит

Громко стреляет

Командиру жизнь спасает…. (Пистолет)

И на фронте и в тылу

День и ночь ведут борьбу

Жизни раненным спасают

В строй вернуться помогают. (Военный врач)

Подрасту, и вслед за братом

Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою … (Страну)

Все он в один миг решает,

Великий подвиг он совершает,

Он за честь стоит горой.

Кто он? Правильно. (Герой)

Он готов в огонь и бой,

Защищая нас с тобой.

Он в дозор идёт и в град,

Не покинет пост. (Солдат)

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном … (Корабле)

По окончанию выполненного задания, детям отдают фрагмент символа (часть флага).

5 задание – "Патриот". Среди всех изображений, нужно найти флаг Сахалинской области.

- Что обозначает сине-зеленый цвет на флаге? (Сине-зеленый цвет олицетворяет океан и духовность народа, проживающего на этой земле. Белый цвет – чистоту, свободу и независимость. Очертания островов напоминают птицу),

- Что символизируют мелкие белые точки на флаге? (курильские острова)

- Назовите Ф. И. О. губернатора Сахалинской области?

- Назовите свою малую Родину?

По окончанию выполненного задания, детям отдают фрагмент символа (часть флага).

Руководители пункта (каждый на своём участке):

Поздравляю вас ребята, вы справились со всеми заданиями, и сейчас у вас на руках есть все подсказки – вам нужно вернуться в штаб, сложить фрагменты и узнать, что было похищено из нашего детского сада.

Команды направляются в штаб.

Организационное игровое упражнение «Сигнальная азбука» с флажками

Флажки мне стоит в руки взять-

И всё могу я написать.

Есть азбука такая,

Чудесная морская

Будем учиться выполнять так называемые «немые команды», которые подаются с помощью специальных флажков, запоминайте сигнальную азбуку:

Руки вытянуты вперёд – команда строится в колонну;

В стороны – встать врассыпную;

Руки вниз – сигнал «опасность», нужно присесть на корточки;

Руки вверх – команда «опасность миновала», можно встать.

6 задание «Тайник» На площадке стоит стол, отряды соединяют фрагменты символа (флаг Сахалина).

Главнокомандующий:

- Ваша задача, найти такой же символ на площадке. Дети ищут аналогичный символ, который указывает место нахождения тайника. Дети находят его, достают флаг. Команда победитель имеет право нести флаг на построении, держа его за края.

Отряд, равняйсь, смирно!

Товарищи бойцы, задание выполнено – флаг найден и возвращен в штаб. Спасибо за службу.

Дети: Ура!

Я хочу выразить вам свою благодарность за успешно выполненное задание и наградить каждого участника игры красной звездой победы.

Библиографический список

1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. УЦ Перспектива, 2011.

2. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.

3. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
2023