НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Барабанщикова Е.Н. Применение игровых приемов для развития цветовосприятия у старших дошкольников

Библиографическое описание:
Барабанщикова Е.Н. Применение игровых приемов для развития цветовосприятия у старших дошкольников // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.

Одним из ярких характерных признаков художественной деятельности детей дошкольного возраста является цветовая выразительность рисунка. Цвет – это важное средство художественно-образной и эмоционально-эстетической выразительности, основанное на природе зрительных ощущений и способствующее отражению многообразия предметного мира во всем его красочном богатстве. Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цветов и оттенков, а также уметь их систематизировать. Развитое цветовосприятие у ребенка имеет большое значение не только для развития изобразительных навыков ребенка, но и оказывает влияние на общий уровень его развития.

Научить детей замечать в оттенке цвета его составные: желто-зеленый, желто-коричневый, красно-оранжевый и другие помогает игровое упражнение «Осенние листья». Материал для игры: два стаканчика желтой краской, листья деревьев, вырезанные из бумаги разных оттенков, карточки с прорезанными силуэтами листьев и квадратики таких же цветов и оттенков, как картонные листики; сюжетная картина с изображением осенней природы.

Ход игры

1. Поставить перед детьми два стаканчика с желтой краской. Спросить о ее цвете. Затем добавить в один стаканчик немного зеленой краски. Спросить, какого цвета стала теперь краска в стаканчике. Подтвердить, что цвет остался желтым, но изменился его оттенок, так как в краску добавлен другой цвет. Такой оттенок желтого цвета можно назвать желто-зеленым. Он как бы состоит из двух цветов: желтого и зеленого. Добавить оранжевую краску в другой стаканчик и спросить, как можно назвать такой оттенок желтого цвета (желто-оранжевый). По аналогии провести действия с другими цветами.

2. Раздать каждому играющему по два-три листочка, показать квадратик и предложить найти среди их листиков такой же по цвету и оттенку и назвать его. (красно-коричневый, желто-коричневый и т.д.)

3. Раздать играющим по одной карточке с прорезанными силуэтами листьев и спросить каждого по очереди: «Какого цвета и оттенка дать тебе квадратик для твоего листочка?». Дети, правильно назвавшие цвет с оттенком, получат квадратики и подкладывают их под прорези на карточке.

4. Разместить перед детьми картину с изображением осеннего пейзажа и дать задание: «Назовите цвет и оттенки осенней листвы, изображенной на картине». Можно провести это упражнение как соревнование: «Кто больше назовет цветов и оттенков осенних листьев».

Закрепить знания детей о колорите разного времени года в разную погоду, полученные в процессе наблюдений природы и рассматривания пейзажных картин поможет дидактическая игра «Подберем краски для художников». Материал: небольшие прямоугольники разных цветов и оттенков по несколько штук (5-6) каждого цвета.

Ход игры

Положить на середину стола «краски» (разноцветные прямоугольники) и рассказать детям о художнике-пейзажисте, который решил нарисовать картину о лете. В рассказе не называть цвета. «Задумал художник нарисовать картину про лето. Он решил изобразить луг с пестрыми цветами, за ним густой лес и быструю речку. А над ними высокое ясное небо».

Предложить детям подумать, какие краски понадобятся художнику для этой картины, и подобрать их для него. Дети подбирают краски и рассказывают, что какой краской изобразил художник (лес и луг зеленой краской разных оттенков, небо синих оттенков, цветы разными оттенками теплых цветов). Далее рассказать о другом художнике, который задумал изобразить осеннюю рощу, в которой растут клены, березы, сосны. А рядом с лесом – опустевшее поле, с которого уже убрали урожай. Дети подбирают краски для осеннего пейзажа и рассказывают, что художник нарисует поле коричневой краской, а листву на деревьях желтой, темно-желтой, оранжевой, ягоды рябины – ярко-оранжевыми. В одном из описаний картины можно упомянуть о небе при закате или восходе солнца. Аналогично можно описать хмурый ветреный осенний день, картину цветущей весенней природы и так же ясный зимний день или картину бури и т.п.

Систематично проводя эти игры с воспитанниками можно добиться значительного увеличения интереса к рассматриванию явлений окружающей природы, обсуждению и составлению описательных рассказов по пейзажным картинам, а также расширению цветовой палитры в детских рисунках, стремление к созданию новых цветов путем смешивания красок на палитре.

Список литературы:

1. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О.С., Парамоновой Л.А. - М.: Просвещение, 2001. – 160 с.

2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. – 224 с.

3. Г.С. Швайко Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М. Владос. 2001. – 173 с.
2024