Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Колпакова Т.А. Создание специальной организованной среды в ДОУ как условие социализации слабовидящих и слепых детей

Библиографическое описание:
Колпакова Т.А. Создание специальной организованной среды в ДОУ как условие социализации слабовидящих и слепых детей // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

Создание оптимальных условий и специальной организованной среды для успешной социализации детей дошкольного возраста всегда являлось одной из первостепенных задач. С момента открытия группы для детей с тяжелыми нарушениями зрения (слепые и слабовидящие дети) данная задача стала еще более актуальной для всех участников образовательных отношений.

Актуальность заключается в том, что создание социально-организованной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО является ключевой задачей дошкольных организаций. Несомненно, что для успешного вхождения ребенка в общество, а особенно ребенка с ограниченными возможностями здоровья важным является не только овладение им навыками общения, обучение различными видами деятельности, самообслуживания, но и установление общественных связей, без которых жизнь человека становится просто невозможной. Основной целью работы групп для детей с нарушенным зрением в ДОУ является успешная социальная адаптация их в современном мире и обеспечение им равных стартовых возможностей при поступлении в школу. Социализация подразумевает «усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы».

Организуя развивающую предметно-пространственную среду в группе для детей с тяжелыми нарушениями зрения стоит учесть, что одним из главных правил является критерий ее доступности для незрячего и слабовидящего ребенка, а эффективность функционального воздействия среды зависит от оснащения ее специальным оборудованием, дидактическими материалами, содержанием работы с коррекционно-компенсаторной направленностью на конкретный запрос детей. Еще одним важным критерием при организации развивающей среды является ее безопасность, так как частичное или полное отсутствие зрения затрудняет пространственную ориентировку, ограничивает мобильность ребенка.

Перед педагогами стал вопрос о преобразовании ряда условий, способствующих созданию предметно-развивающего пространства, соответствующего потребностям и возможностям каждого отдельно взятого ребенка:

1) Создание и (или) преобразование архитектурных форм, приспосабливаемых под особые нужды слепых и слабовидящих детей. Так, была проведена реорганизация центрального входа в ДОУ: установлен пандус с поручнями с обеих сторон движения, коридоры здания оборудованы тактильными ориентирами. На прогулочном участке для слепых и слабовидящих детей были созданы специальные условия: тактильно-сенсорная площадка «Сад ощущений», сенсорные дорожки с различным покрытием (песок, плитка, щебень, резиновое покрытие, искусственная трава), позволяющие самостоятельно передвигаться, мобильно ориентироваться в пространстве. Для формирования представлений об окружающем мире установлен деревянный домик, наполненный тактильно-сенсорными тренажерами, позволяющий развивать различные виды восприятия (зрительное, осязательное, тактильно-чувствительное).

2) Создание кадровых условий для обеспечения психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей, а именно: наличие в штате учителя-дефектолога (тифлопедагога), педагога-психолога, учителя-логопеда, ассистента по сопровождению слепых детей группы, воспитателей, прошедших курсовую переподготовку по организации образовательной и коррекционной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями зрения.

3) Модернизация группового помещения: ремонт туалетной комнаты с установкой специальных поручней; частичная замена паркета в группе на нескользящее текстурное покрытие с целью разграничения напольного пространства на игровую и учебную зоны. В игровой зоне мебель и оборудование расставлены по периметру группы, не перекрывая основные пути передвижения ребенка к значимым объектам. Игровые зоны расположены так, чтобы воспитатель и учитель-дефектолог могли видеть одновременно всех детей группы. С помощью педагогов слепой ребенок осваивает основные маршруты передвижения в группе от одной игровой зоны до другой, от групповой комнаты до шкафчика. При организации или изменении предметно-пространственной среды педагоги обеспечивают доступность информации, получаемой незрячим ребенком. В первую очередь это касается доступности зрительной информации, учитывающей офтальмо-гигиенические требования. Так, например, в целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создан Центр детской книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

Для детей с пониженным зрением нужны книги с более крупным изображением, с минимальным количеством мелких деталей, с четким прорисовыванием контуров, сюжеты базируются на основе обычных детских книг из магазинов или специально разработанные.

Для детей с низкой остротой зрения, как и для незрячих воспитанников, подобраны тактильные книги (рисунок 1, 2, 3).

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), слабовидящий или слепой ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть.

Так же, в целях адаптированности визуализации пространства группового помещения для детей с нарушениями зрения, педагогами была преобразована развивающая среда:

1) определены маркеры игрового и обучающего пространства, зоны социально-бытового обслуживания;

2) введена единая и полная маркировка, помогающая детям в организации различных режимных моментов и самостоятельной деятельности, определено четкое расположение игровых модулей и передвижной мебели (принципу мобильности в данной группе развивающая предметно-пространственная среда соответствует частично в силу психо-физиологических особенностей детей);

3) применено частичное цветовое зонирование для игрового оборудования (для слабовидящих детей);

4) разработано пособие для четкого расположения предметов для сервировки стола и дежурства (салфетка, с вышитыми границами расположения тарелки, чашки, ложки, вилки) (рисунок 4);

5) внедрена система использования маркировки, визуальных и тактильных обозначений всеми детьми группы от раздевалки до туалетной комнаты, включая все групповое пространство (маркировка стула, места за столом (рисунок 4), кровати, детского шкафчика, шкафчика для полотенца, место на общей полке для обуви и т.д.) (рисунок 5).

Рисунок 4. Салфетка с границами размещения столовых приборов

Рисунок 5. Тактильная маркировка шкафчика для детской одежды

Систематическая работа в ДОУ по созданию специальной организованной развивающей среды способствует развитию социального опыта дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения, по окончанию этапа дошкольного образования у детей улучшились показатели форсированности навыков, лежащих в основе процесса социализации, а, следовательно, их дальнейшей интеграции в общество и успешного обучения в школе.

Библиографический список

1. Воспитание и обучение слепого дошкольника/Под ред. Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной (2-е изд. с изменениями). – М.: ООО ИПТК «Логос ВОС», 2006.

2. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие/Л. А. Дружинина. – М.: Издательство Экзамен, 2006.

3. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – Калуга: ГороД, 1998.

4. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: ИКП РАО, 1995.
2023