Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Кривцова С. В., Самойленко О. А. Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


Несмотря на возрастающее внимание государства и общества к вопросам здоровья подрастающего поколения, документы, принимаемые правительством, в частности: Конвенция о правах ребёнка (1989г.); закон "Об образовании" от 10.06.92 № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 13.01.96 №12- ФЗ); "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года № 5487-1 (в ред. Указа Президента от 24.12.93 № 2288, в ред. ФЗ от 02.03.98 № 30-ФЗ); «Об утверждении примерного положения о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения"; приказ Министерства образования Российской Федерации от 15 мая 2000 г. № 1418; «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»; приказ Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Росси и РАО от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19; СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года, сохраняется тенденция к росту заболеваний как среди подростков, так и среди дошкольников, проблема сохранения и укрепления здоровья детей продолжает оставаться тревожно-актуальной.
Уже давно замечено, что состояние здоровья человека находится в тесной зависимости от его образа жизни, следовательно, ответственность за свое здоровье несет сам человек. И как итог: здоровью и здоровому образу жизни необходимо учить. Если начать обучение с раннего дошкольного возраста, когда закладывается фундамент здоровья, формируются задатки здорового образа жизни, происходит интенсивный рост, приобретаются необходимые привычки и навыки, которые, в свою очередь, играют важную роль в формировании и развитии психических функций, интеллектуальных способностей и социализации детей, то есть высокая вероятность выработать у человека привычку к здоровому образу жизни. Это одна из причин, почему в дошкольных учреждения необходимо уделять особое внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни.
К сожалению, с каждым годом все больше детей рождаются с патологией, увеличивается количество детей с хроническими заболеваниями. Начиная уже с малых лет у значительного количества детей, наблюдается недостаток в физической активности, что ведет за собой снижение иммунитета. Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений стоит важная задача по охране и укреплению здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы, то есть дополнить традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Здоровьесберегающие технологии – это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на формирование у детей осознанного отношения к здоровому образу жизни, умению не только оберегать, сохранять и поддерживать свое здоровье, но и учат основам валеологической культуры, то есть самостоятельно заботиться о себе; активно участвовать в трудовой и социальной жизни общества.
В дошкольном образовании чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям.
•          Методико-профилактические технологии. Профилактическая деятельность обеспечивает сохранение, обогащение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала дошкольного учреждения в соответствии с медицинскими требованиями и нормами (проведение медосмотров, мониторинг здоровья детей, профилактика заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.).
•          Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие двигательной активностью. К данной технологии относится закаливание, дыхательная гимнастика, повседневная физическая активность и др. Данные приемы используются педагогами в разной форме повседневного образовательного процесса, в ходе педагогического процесса взаимодействия взрослого и ребенка, в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.
•          Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – прежде всего технологии воспитания валеологической культуры. Ее целью является воспитание осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
•          Социально-психологические технологии обеспечивают психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечить эмоционально комфортное и позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
•          Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Очень важно применять вышеперечисленные технологии комплексно в различных видах образовательной деятельности, в формах работы, реализуемых в режимных моментах, а также в индивидуальной организованной образовательной деятельности. Наряду с этим необходимо соблюдать режим дня ребенка, проводить закаливающие процедуры, правильно организовать предметно-пространственную развивающую, здоровьесберегающую среду. Должны быть созданы условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, а именно: организованны спортивные площадки, оборудованы тренажерный уголок и спортивный зал, оснащенные необходимым оборудованием. В каждой возрастной группе необходим уголок двигательной активности, должен быть составлен режим двигательной активности, куда в обязательном порядке, должны быть включены: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки, спортивные подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, а также разработана система закаливания с учётом сезона.
Зачастую, на занятиях валеологического цикла, педагогами используется нравоучительная форма рекомендаций, что не способствует заинтересованности ребят. Кроме того, у дошкольников еще недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера, а выполнение норм здорового образа жизни требует от них проявления волевых качеств. Исходя из этого, необходимо стараться вызвать у ребят положительные эмоции, помня, что является ведущей деятельностью дошкольников, преобразовать скучные рекомендации в веселую игру с моделированием ситуаций, с включением нетрадиционных адаптированных методов физиотерапии (комплексы дыхательной гимнастики, в том числе метод Стрельниковой, акупрессура самомассаж (точечный массаж «Гномик», методика Толкачева, массаж по Уманскому, массаж стоп, ушных раковин, волшебные точки), различных творческих заданий, разных видов театра. Материалы таких занятий должны использоваться во всех режимных моментах (мнемотаблицы и схемы массажа, гимнастики для глаз и т.д. можно разместить при организации ППР среды в свободном доступе, использования детьми в самостоятельной и совместной деятельности).
Несмотря на все усилия педагогов и эффективности здоровьесберегающих технологий, хорошего результата можно достигнуть только в тесном контакте с семьями воспитанников. К сожалению не всегда родители обладают достаточными знаниями и временем для соблюдения дома правильно режима дня, полноценного питания и достаточного количества физических нагрузок и отдыха, большую часть времени дети проводят за гаджетами и телевизором. Если здоровый образ жизни ребенка, к которому его учат в детском саду, находит поддержку и дома, то он закрепляется в сознании ребенка. В противоположном случае, когда ребенок дома не получает необходимого понимания и поддержки, то полученная информация в дошкольном учреждении будет лишней и неинтересной для ребенка. В приобщении родителей к здоровому образу жизни используют следующие задачи:
- валеологическое просвещение родителей;
- установление доверительно-делового контакта с родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
- пропаганда здорового образа жизни;
- изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей: Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры; Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ; Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.); Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Внедрение здоровьесберегающих технологий показывает положительную динамику уровня развития детей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно воспитатель использует для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье и будущее ребенка.

Библиографический список

1.       Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья: программа оздоровления дошкольников / М.Ю. Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. – 208 с. - (Детский сад с любовью).
2.       Карепова, Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 170
3. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 64 с. (Серия «Вместе с детьми».)
2020