Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Уголева А.А. Использование сингапурских структур в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


Ни для кого не является секретом, что нововведения в сфере образования не только позволили учителям креативно и творчески преподносить знания на уроках, но и использовать новейшие технологии – обыкновенный урок превратился в квест по сбору информации и ее совместной переработке. Теперь главное лицо на сцене не учитель, а ученики собственной персоной. Для того, чтобы ученик грамотно воспользовался информацией и смог поделиться своими догадками, я и мои коллеги активно используем сингапурскую методику преподавания на своих уроках.
Сингапур – высокоразвитая страна, центр развития современных технологий и занимает первое место по уровню образования в мире. Почему же так получилось? Как и для жителей Японии и Китая, образование в Сингапуре является важнейшей сферой жизни общества. Менталитет сингапурцев представляет собой своеобразный коктейль из азиатской работоспособности и американской деловой хватки. Поэтому сингапурцы не боятся идти вперед, менять систему, подстраивая ее под дух времени. Так возникли сингапурские технологии в сфере образования. В нашей школе они появились благодаря Educare и Майклу Тируману, поделившимися своим многолетним опытом преподавания.
Вся сингапурская система построена вокруг детей, их личностного развития и формирования важнейших компетенций XXI века – креативного мышления, конкурентоспособности и лидерства. Не это ли прообраз-идеал российского ФГОС? Уже с посадки детей начинается зарождение способностей к работе в парах и в группе, взаимопомощи и умению слушать других. Ребята сидят за столом по 4 человека, для этого мы соединяем две парты (при необходимости их можно снова поставить «по старинке», как говорят у нас в школе). На столе посередине находятся manage mat с номерами учеников и табличка с номером стола, по мере надобности кладем на стол папку-фолдер с доп.материалами, бумагой, маркерами, стикерами, ножницами и т.д, чтобы дети не тратили время на поиски нужных канцтоваров у себя в рюкзаках. Но самое интересное начинается, когда звучит звонок на урок…
После обычных приветствий и нескольких каверзных вопросов для повторения пройденных грамматических структур, учитель вводит новую тему, не называя ее - ученики сами должны догадаться и прийти к логичному выводу, что они будут сегодня проходить. Рассмотрим, как это происходит на отрывке из моего урока в 7 классе по теме «Ghost Stories».
Teacher (T): Please, look at the whiteboard. What can you see?
Students (S) (примерные ответы): I can see a ghost. I can see a book. I can see some snacks. I can see a fireplace. I can see a tiny table.
T: Well done. What do you think about the picture?
S: I think the ghost is reading. I think he is relaxing near the fireplace. In my opinion, he likes the book.
T: What a great idea! Guys, what does it make you wonder?
S: I wonder what book he is reading. I wonder what the genre of the book is.
T: Sveta, what do you think is the genre of the book?
S: I think it is a ghost story.
T: Excellent! What do you think is the theme of our lesson?
S: Ghost stories!
Я вывела на смарт доске гиф-изображение приведения Каспера с книжкой у камина и используя сингапурскую структуру See-Think-Wonder задавала наводящие вопросы, по которым дети постепенно подходили к названию темы урока. Кроме того, у детей вырабатывалось умение выражать свое мнение, критически и творчески мыслить, умение приходить от частного к общему.
Разумеется, не весь урок проходит играючи, далее ребятам придется хорошо потрудиться в чтении текста. На это им дается определенное количество времени в зависимости от уровня группы. Я даю детям 5 минут, так как текст небольшой, а их уровень позволяет читать быстро и понимать незнакомые слова в контексте. Обязательно завожу таймер, по истечению пяти минут ребята услышат звук, значит, время выполнения задания истекло, готовьтесь к следующему шагу.
T: Close your books, please. You are going to work in groups of 4 people. Student #1, please, take a sheet of paper from the folder and you are going to write. Student’s #2, #3, #4 you’re going to make 3 sentences about the plot of the text. Two sentences must be true and one must be false. I give you 5 minutes to do this task.
Для работы с текстом одна из моих любимых структур это Find the Fib. Дети по содержанию статьи или рассказа должны составить три предложения, два из которых непременно должны быть правдой и одно ложью. Детям разрешается перефразировать, менять факты, использовать все возможное, чтобы запутать другую команду, когда они будут меняться составленными предложениями. Благодаря этой структуру дети практикуют использование различных грамматических структур и времен, находят и применяют новые синонимы и антонимы к словам. Ну а самое главное, что ребята работают в команде. Сильный помогает слабому, а слабый, в свою очередь, по знаниям ученик может выдать блестящую идею.
После такой трудоемкой работы, необходим отдых! На помощь приходят целых две структуры – это Mix-Pair-Share и Corners. Все встают из-за столов, включается их любимая музыка, все расслабляются, ходят по классу, дети могут даже танцевать и разминаться. Когда нажимается пауза, учитель просит сформировать пары и затем задает свой первый вопрос. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Взглянем на мой отрывок из урока для 7 класса по теме «Celebrities».
T: Children, pair up, please. I want you to answer my question: Have you ever met a celebrity? A person with longer hair starts.
Задав вопрос «Встречали ли вы когда-нибудь знаменитость?», я уточнила, что начинает отвечать на вопрос ученик, у которого волосы длиннее. Это может быть и человек с глазами светлее, кто старше, у кого веснушки или кто лег позже спать – фантазии нет предела. В течении минуты отвечает первый человек, затем дети меняются ролями. По истечению времени ответов я опрашиваю одну-две пары, но при этом задаю вопрос с упором на мнение партнера, т.е. ученик должен ответить не про себя, а про свою пару. Благодаря этой структуре, дети учатся общаться, слушать друг друга, использовать вводные слова, лексику по теме и выражают свое мнение. Кроме того, ответ не должен быть просто «да» или «нет», ученик должен раскрыть вопрос полностью. Допустим при вопросе «Встречали ли вы когда-нибудь знаменитость?», дети должны уточнить кого, когда, где и свои впечатления от этой встречи. Далее снова включается музыка на 15-20 секунд, нажимается пауза, ученики формируют пары уже без подсказок, учитель задает вопрос «Would you like to become a celebrity?», задает параметры кто отвечает первым. Ребята должны будут объяснить почему они хотят или не хотят, стать звездой. На третий круг я ввожу следующую структуру Corners, по-русски Углы. Для этого заранее перед уроком в углах или на трех-четырех разных стенах должны быть наклеены картинки или предложения, в зависимости от вопроса. В моем случае, это вопрос «Which of these celebrities do you like the most?», я повесила на стены фотографии любимых знаменитостей детей. После стандартной процедуры с музыкой, я задаю вопрос, но не предлагаю сформировать пары, а даю задание подойти к углу со знаменитостью, которая наиболее симпатична ребятам. Тут они уже формируют пары (если ученик один в углу, то учитель присоединяется к беседе). В течении двух минут ребята объясняют друг другу свой выбор, т.е. почему им нравится эта знаменитость, что заставило их выбрать именно этот угол. В конце учитель опрашивает по одному ученику из каждого угла.
Как можно заметить, даже простая физминутка может быть насыщенной частью урока благодаря сингапурским структурам. Кажется, чем же еще может удивить Сингапур? Конец урока не менее важен, чем его начало. Дети должны провести само рефлексию и сами оценить себя. Для этого в помощь на столах у ребят лежат стикеры, а в классе расположена так называемая «Парковка» (на доске или стенде), куда дети могут приклеить свои выводы. Чтобы сформировать впечатление от урока можно использовать мою излюбленную структуру «1, 2, 3». Давайте раскроем ее смысл при помощи еще одного фрагмента:
Teacher: Student #3, please, take sticky notes from the folder and give one note to Students #1, 2 and 4. You should write one new thing you have learnt today, two things you have already known and three things you want to know. Then please stick it to our Parking lot.
Я попросила ребят написать одну вещь, которую они сегодня узнали, две вещи которые они уже знали до этого и три вещи, которые они хотят узнать в будущем. Все должно быть написано в рамках нашей темы. Само собой, это не единственный пример как можно использовать эту структуру, задания могут быть самыми разнообразными в зависимости от тематики урока, возьмем снова тему «Celebrities»: три знаменитости, которые ты бы хотел встретить, два российских знаменитых спортсмена, одна знаменитость, которой ты восхищался в детстве и т.д.
Существуют и другие сингапурские структуры, помогающие сделать урок насыщенным и ярким. Я лишь рассмотрела некоторые из них, которые регулярно использую на своих занятиях английского языка. Они помогают мне и детям не только изучить материал, но и сделать это с удовольствием. Урок по сингапурским технологиям играет новыми красками в российской школе и с нашими неординарными детками. Могу сказать однозначно точно, что ФГОС и сингапурские структуры идут рука об руку, помогая современному учителю добиться высоких результатов, а детям полюбить учебу и всецело отдаваться образовательному процессу, ведь на таких уроках работают и учатся ВСЕ и ВМЕСТЕ.

Использованные источники

1. https://mel.fm/pedagogika/8021759-Singapore_school
2. http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-konstantinovna-klochkova/posobie-dlja-uchitelja-znakomstvo-s-obuchayuschimi-strukturami-singapurskoi-metodiki-obuchenija.html
e-mail: anastasiaugoleva@mail.ru телефон: 89655827586
2018