Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (35) https://f.almanah.su/35.pdf
Гражда́нская иденти́чность — индивидуальное чувство принадлежности к реальному объединению граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта.
С самого детства в детях нужно воспитывать любовь к Родине, Отечеству. Именно в детском возрасте происходит накопление знаний о жизни, взаимоотношениях между людьми, о взаимоотношениях людей в обществе, о нормах поведения, о культурных ценностях семьи, страны, в которой он живёт. В период начальной школы дети более восприимчивы к происходящему в жизни, у них сильнее развиты эмоции, чувства, они острее воспринимают происходящее; сильнее привязаны к взрослым, более доверчивы, им присуща повышенная внушаемость, склонность к подражанию. Для них является авторитетом их учитель начальных классов, ему они доверяют свои секреты, охотно рассказывают о своих проблемах, принимают помощь. Поэтому в этот период очень высока роль педагога в становлении личности, в создании его мировоззрения, в отношении к окружающему миру. Педагог несёт ответственность за воспитание младшего школьника как патриота, гражданина своей страны.
Мы граждане одной большой страны – России. Россия ушла от советской идеологии и теперь для россиян актуальны идеи гражданской идентичности. Поэтому всё чаще звучит вопрос «Кем мы хотим быть?».
Современный мир стал более жёстким и даже жестоким. Всё чаще возникают военно-политические проблемы. И чтобы Россия на фоне всего этого оставалась сильной страной, имела собственное мнение, была сильной в военном, техническом, и экономическом отношениях, нужно чтобы каждый гражданин с детства знал о гражданском обществе, к которому он принадлежит.
На фоне всего этого педагогу отводится большая роль в формировании у младших школьников осмысления наших духовных, культурных и политических ценностей. Подрастающее поколение должно воспитываться в духе толерантности, умении уважать культурные ценности других народов, слышать любую другую точку зрения. Но при этом гордиться историей своей страны, уважать себя как нацию, расти истинными патриотами своей Родины.
Поэтому в соответствии с профессиональными стандартами педагогов, в современной школе предметам гуманитарного цикла и внеклассной деятельности отводится основная роль в формировании гражданственности в условиях учебно-воспитательного процесса.
В.В. Путин, выступая перед участниками дискуссионного клуба «Валдай», сказал: « Граждане России должны ощутить себя ответственными хозяевами своей страны, своего края, своей малой родины, своего имущества, собственности и своей жизни».
У большинства педагогов накоплены знания и опыт в области воспитания патриотизма и гражданственности, но в свете современных событий эти понятия плохо дифференцированы и отличаются от понятия «гражданская идентичность». Поэтому, для того чтобы формировать у обучающихся гражданскую идентичность, педагог должен ознакомиться с документами, которые являются методологической основой для разработки по формированию гражданской идентичности. У педагога должны быть чёткие представления о том, что такое гражданская идентичность, в чём её ценность и необходимость для подрастающего поколения; какие применять методы и формы, чтобы воспитывать её в детях.
Педагог должен знать о предпочтениях школьников, узнавать о их семейных ценностях и используя соответствующие приёмы влияния на школьников, осуществлять создание и популяризацию образа человека-гражданина, патриота, россиянина; подкреплять данные образы «живыми» примерами из истории страны, героями современности, которые могут служить примером для формирования гражданской идентичности.
В педагогической практике работу по формированию гражданской идентичности можно реализовать в рамках воспитательного процесса по таким направлениям, как: патриотическое и нравственно-правовое, а так же духовно- нравственное. Занятия могут проходить в разных формах: игры, презентации, беседы, конкурсы и т. д.
Патриотическое и нравственно-правовое:
Кл.час «Моя малая родина-Хакасия»
Конкурс рисунков «Я, ты, он, она - вместе дружная семья»
Родительское собрание «Права и обязанности родителей»
Беседа-презентация «Символы государственной власти России»
Слайд-шоу «Дети блокады»
Конкурс «Рыцарский турнир»
Классный час, посвящённый пионерам-героям « Дети войны»
Классный час «Знакомство с правами человека»
Классный час «Земля в иллюминаторе»
Классный час «Жизнь без войны»
Духовно-нравственное и экологическое:
Устный журнал «Мама, милая мама»
Конкурс рисунков «Я и мой друг»
Классный час «Вежливые слова»
Слайд-шоу «Беречь природу - значит беречь Родину»
Классный час «Знакомство с народными, церковными обрядами и праздниками»
Проблема формирования гражданской идентичности очень трудоёмкая, комплексная, требует много времени и большой подготовки. В данной работе важен настрой и подготовка педагогов, поддержка родителей.
Педагог снова должен вспомнить основы педагогики и психологии, пересмотреть профессионально- личностные требования в рамках ФГОС к самому себе. И, конечно же, учитель сам являться положительным примером в деле воспитания гражданина России, в формировании национальных ценностей, в воплощении гражданственности.
Литература:
1.Выступление президента России Владимира Путина перед участниками дискуссионного клуба «Валдай». http://www.putin-today.ru/archives/50
2.М.А. Приятелева// Роль педагога в формировании гражданской идентичности//Сибирский педагогический журнал № 4 2015г.3. А.В. Буханцова,С.В.Кущенко//Гражданская идентичность как ресурс консолидации общества// Идеи и идеалы № 2 (24), т. 2 2015
4. А.Г. Большаков, О.И.Зазнаев// Формирование гражданской идентичности: проблемы, современное состояние, перспективы//Грамота