НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

А.В. Селихова Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf



В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Развитие творческих способностей считается важным вопросом сегодняшней педагогики. Главной задачей перед концепцией образования считается возрастание подрастающего поколения творческого восприятия окружающего мира, развитие разностороннего мышления.
Творческие способности или творческий потенциал заложены и существуют в каждом ребенке. Следовательно, необходимо ее организовать. Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу. Детей необходимо поощрять участие детей в разнообразных видах творческой деятельности, а участие в творческом процессе для ребенка является способом созидания собственной личности.
В.Н. Дружинин считает, что развитие творческих способностей возможно только при специально созданных условиях, к которым относятся: отсутствие образца регламентированного поведения, наличие положительного образца творческого поведения, создание условий для подражания творческому поведению, социальное подкрепление творческого поведения. [3].
Вопросы развития творческих способностей изучали Л. Н. Коган, Л.С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, Мотков О.И. и другие[1].
Ученные свидетельствуют о потенциале изобразительной деятельности как средство творческого развития ребенка. Показаны разнообразные аспекты развивающего потенциала продуктивных видов деятельности в ряде исследований.
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.
Лепка один из видов детской продуктивной деятельности. Пластилинография считается неклассической техникой лепки. Также относительно новый вид детского творчества. Пластилиновая живопись очень редко практикующихся видов изобразительной деятельности в дошкольном учреждении. [5].
Пластилинография имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип лепной картины не создание из пластилина более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на поверхности. [2].
Нетрадиционная техника «Пластилинография» предполагает творческий потенциал, в процессе которого проявляется интерес к изобразительной деятельности, и происходит развитие творческой активности.
Таким образом, мы в своем исследовании остановились на проблеме развития творческих способностей посредством пластилинографии.
На основе теоретического анализа данной проблемы, нами была проведена опытно-экспериментальная работа, включающая три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Исследование проходило на базе МБДОУ детский сад «Радуга» города Черногорска в течение 4 месяцев, в нем приняло участие 25 детей старшего дошкольного возраста. Работа осуществлялась с сентября по декабрь 2021 года и предполагала развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Целью констатирующего этапа работы является анализ уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Для определения исходного уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста мы использовали методику «Дорисовывание фигур» (Е. Торренс, модификация О.М. Дьянченко). [4].
Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что в обследуемом выборке детей старшего дошкольного возраста доминируют показатели среднего уровня сформированности творческих способностей, при этом дети испытывают затруднения в построении вариативности. Анализ проведенной серии занятий показали, что у детей есть огромный интерес и желание проявлять творчество, но с ними необходимо постоянно заниматься для повышения уровня развития творческих способностей, иначе эти способности в дальнейшем могут угаснуть.
Констатирующий этап исследования выявил проблему о необходимости развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Формирующий этап исследования проводился с детьми старшего дошкольного возраста. Программа предусматривала серии занятий нетрадиционной техники пластилинографии. Также одновременно создавая при этом необходимые педагогические условия.
Таким образом, пластилинография являются эффективным методом развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список

1.       Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. – 91с.
2.       Давыдова, Г.Н. «Детский дизайн. Пластилинография» / Г.Н. Давыдова. - Москва. Издательство «Скрипторий 2003», 2015
3.       Дружинин, В.Н. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал. - 1994. - № 4.
4.       Дьяченко, O.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьянченко - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. -197 с.
5.       Ращупкина, С.Ю. Лепка из пластилина / С.Ю. Ращупкина. – М.: Рипол классик, 2010.-131с.

© Селихова А.В., 2022

2022