НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гайдукова И. П. Самообразование или самообман

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (35) https://f.almanah.su/35.pdf


На основании пункта 6 статьи 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании и обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ. Одним из факторов, существенно влияющих на эффективность реализации ООП ДОО, является кадровый состав учреждения. Требования к кадровым условиям реализации Программы определены Федеральным государственным образовательным стандартом. Так, пункт 3.4.2. ФГОС ДО содержит информацию о том, что педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.
Одной из возможностей постоянного повышения уровня профессиональных компетенций педагога ДОУ является его самообразование. Именно самообразование позволяет выстроить индивидуальный маршрут постижения новых профессиональных знаний и умений в соответствии с собственными потребностями и возможностями. Казалось бы, все достаточно просто и логично: самообразование для педагога – один из самых доступных путей к его профессиональному совершенствованию, а значит и к повышению конкурентоспособности, к возможностям карьерного роста, повышению оплаты труда. Такова теория вопроса, но какова ситуация на практике?
Как показали исследования, чаще всего самообразование педагога ДОУ не имеет практической направленности, а носит формальный характер. При выборе темы самообразования большинство воспитателей ориентируются только на достаточно распространенные и хорошо представленные проблемы, имеющиеся у воспитанников, а не на недостаток собственных знаний и умений. В большинстве случаев основным фактором, влияющим на желание изучать ту или иную тему, служит достаточность проработанной по ней информации в интернете. Именно «достаточность» информации, а не её отсутствие, определяет выбор направления, а значит и не активизирует стремление педагогов к исследованию проблем, к поиску путей их решения. Таким образом, в названиях тем самообразования не звучит проблема и не просматривается большая разница в зависимости от опыта работы педагога, отсутствуют связи с педагогическими компетенциями и основными задачами, поставленными в ДОУ.
Формальный подход просматривается на всех этапах:
·          недостаточно обдуманный выбор темы в свою очередь препятствует грамотному обоснованию её выбора. Понимая актуальность проблемы в направлении развития детей, многие педагоги не способны связать её с индивидуальным опытом (личными затруднениями в работе) и собственным профессиональным мастерством (пополнением опыта);
·          заявленная цель не отображает отношения к собственному результату процесса самообразования, а прописанные задачи направлены только на детей или родителей;
·          планируемые результаты и показатели, по которым будет отслеживаться эффективность самого процесса самообразования и качественные изменения в деятельности, не достаточно проработаны, а иногда и совсем не сформулированы;
·          в качестве продуктов процесса самообразования чаще всего представлены дидактические игры и пособия, картотеки. И напротив, авторские методические разработки, новые формы, методы, приемы работы с детьми, педагогические комплекты, методические рекомендации разрабатывают менее охотно.
Плохой, не приносящий собственного удовлетворения результат от самообразования, не способствует проявлению желания транслировать свои опыт. Часто трансляции ограничиваются коллективом образовательной организации и презентацией своих наработок родителям воспитанников в форме банальных консультаций.
При предоставлении отчетов по результатам самообразования крайне редко педагогами отмечается не достаточно успешная апробация изученного материала в силу несовпадения условий, особенностей детей, неэффективности изученных методов, форм работы или пособий. Причиной отсутствия ответов подобного содержания помимо того, что к апробации берутся только уже хорошо проверенные практикой материалы, может быть и не использование или отсутствие системы мониторинга результатов.
Среди проблем, которые отмечают сами педагоги ДОУ, стоит отметить:
·          затруднения при формулировании цели и задач, определении предполагаемого результата и распределении материала по этапам плана;
·          поиск и отбор источников получения знаний;
·          трудности, связанные с неумением определить критерии эффективности для отслеживания результативности процесса и подобрать диагностический инструментарий, позволяющий оценить результат, отследить их изменение в динамике.
Таким образом, по ряду приведенных выше причин, процесс самообразования у некоторых педагогов ДОУ не является достаточно эффективным и не влечет за собою весомых результатов, что в свою очередь снижает их стремление самообразовываться.
Есть проблема, есть причины, к ней приводящие – встает вопрос: как поправить ситуацию?
В первую очередь, необходимо проведение образовательного аудита, с целью определения и конкретизации существующих проблем и разработки мер методической поддержки. К мерам, направленным на координацию профессиональной деятельности педагогических работников по их самообразованию, можно отнести:
·          индивидуальные беседы, консультации (обсуждение новых тем самообразования, обоснование их выбора педагогами, обсуждение списка источников самообразования, конкретизация проблем педагога, совместное определение алгоритма действий по их решению);
·          коллективные круглые столы, дискуссии (выявление вопросов, вызывающих наибольшие затруднение, поиск ответов на них, определение критериев эффективности для отслеживания результативности процесса самообразования и подбор диагностического инструментария);
·          предоставление памяток, печатных форм (облегчение процесса составления и написания плана и отчета по теме самообразования);
·          конкурсы, ярмарки (трансляция опыта по теме самообразования, презентация разработок, игр и пособий);
·          аудит планов самообразования и РППС группы на предмет отображения в ней результативности по теме самообразования.
Все предложенные мероприятия, в конечном итоге, направлены на то, чтобы помочь педагогу ДОУ сделать процесс собственного самообразования, наиболее результативным, способствующим росту его профессиональной компетенции. А результат, в свою очередь, и станет мотивом, побуждающим воспитателя дошкольной организации стремиться к собственному самообразованию.
2020