Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf
В условиях рыночной экономики необходим высокий уровень профессиональной подготовленности специалиста среднего звена, для этого необходимо дальнейшее совершенствование педагогической технологии, то есть совокупность средств, систему принципов, правил и приемов, применяемых в дидактической практике.
Активизация учебного процесса должна привести к тому, чтобы на занятиях все меньше реже и реже звучали вопросы «что?» и «когда?», а все чаще и чаще звучали вопросы «зачем?» и «почему?».
Много лет работаю в техникуме, за этот период накоплен большой опыт работы, которым хотелось бы поделиться в данной статье.
Классно-урочное занятие, которое проходит в составе полной группы, должно решить три основных задачи:
1. Контроль усвоение ранее изученного материала;
2. Изучение нового материала;
3. Закрепление изученного материала.
На всех этапах урока должна просматриваться активизация студентов.
При контроле знаний:
1. Комментарии ответов своих товарищей;
2. Задавание вопросов студентами друг другу;
3. Большое количество опрошенных студентов за сравнительно небольшое время.
При контроле занятий использую комментарии ответов студентами, ведь для того, чтобы это сделать необходимо внимательно слушать отвечающего, а самое главное самому знать материал. Ребята к этому привыкли и, как правило, дают квалифицированную оценку, кроме этого за правильный и полный анализ они часто получают оценку. После ответа и комментария к нему, отвечающему у доски задают вопросы студенты с места. Если отвечающий не знает ответа или дает не полный ответ, на поставленный вопрос отвечает задающий. И комментарии ответов, и задавание вопросов друг другу, значительно повышает активность студентов на данном этапе урока, они из пассивных слушателей превращаются в активных участников учебного процесса. При этом решается основная цель контроля знаний – происходит не только повторение изученного материала, но и его закрепление и углубление.
Активность студентов при контроле знаний может быть повышена за счет комбинированного способа контроля, а для рубежного контроля – карточек тестового контроля знаний и индивидуальных заданий для всех студентов. На занятии используются тесты разработанные в техникуме, поэтому объективность полученных оценок достаточно велика. Но по наиболее важным для ребят темам рубежные контроли провожу по индивидуальным карточкам.
Основной частью учебной деятельности является исполнительская, где преподавателю необходимо объяснять новый материал.
При объяснении нового материала активизация студентов проявляется через следующее направления действия преподавателя:
1. четкая постановка цели урока и то, как она выполнялась;
2. использование на уроках технических средств обучения, узлов и агрегатов, макетов;
3. самостоятельная работа с книгой;
4. постоянный и тесный контакт преподавателя со студентами, использование их знаний;
5. подчеркнутость главных вопросов;
6. использование последних достижений в области науки и техники;
7. межпредметная связь;
8. объяснение нового материала с элементами частично-поискового способа изложения.
Перед началом изучения нового материала объявляю цели урока, общеобразовательная цель обязательно увязывается с требованиями образовательных стандартов к занятиям и умениям студентов по МДК.01.01. Устройство автомобилей. Например: при изучении темы «Генератор» студенты должны знать: назначение устройства и работу генератора переменного тока, а должны уметь: практически применять правила сборки генератора, определять характерные неисправности. Четкая постановка цели, объявление требования к знаниям и умениям облегчает исполнительские действия студентов, которые состоят в интеллектуальной переработке полученной информации.
Важным фактором, способствующим активизации процесса обучения является учебно-методическое обеспечение. В кабинете создан учебно-методический комплекс, над которым постоянно проводится работа по его обновлению и пополнению.
Одним из разделов УМК являются технические средства обучения, надо отметить то, каждый урок проводится с использованием электронного пособия: показ плакатов, схем или кинофильма а иногда они используются комплексно. Практически на каждом уроке использую словесно-демонстрационный метод обучения, то есть используется показ натуральных узлов и деталей, планшетов, плакатов, фрагментов кинофильмов.
Все это значительно облегчает усвоить рассматриваемый материал, а показ фрагментов фильма понять взаимодействие деталей в динамике. Правильное сочетание всего выше отмеченного, значительно повышает активность студентов на уроках, это ускоряет обработку информации, повышает эффективность восприятия сложного материала.
На уроках предусматривается самостоятельная работа с книгой, если есть необходимость конспектирование текстов, подготовкой к ответам на предлагаемые вопросы. Изучая материал самостоятельно по учебнику, студенты приобретают чрезвычайно ценные умения: познавать мир через печатное слово. Особенность МДК.01.01 Устройство автомобилей заключается в том, что в учебнике много иллюстраций к тексту, схемы, технические рисунки, что значительно облегчают работу студентов по изучению материала.
Эффективным методом изложения нового материала является беседа. Главное преимущество беседы в осуществлении непрерывной связи преподавателя с аудиторией. Беседа позволяет выявить индивидуальные способности студента, его речи, способность мышления, черты характера.
Активизирует студентов при проведении занятий и то, что постоянно использую последние достижения науки и техники в области развития автомобильного транспорта. Причем не только у нас в стране, но и за рубежом. В кабинете имеется методическое пособие, где систематизирован данный материал по каждой теме. Кроме этого, собирается материал по новейшим достижениям науки и техники в области развития автомобилестроения.
Закрепление изученного материала проводится после рассмотрения каждого вопроса и в конце занятия, правильная постановка вопросов способствует активизации студентов.
Библиографический список.
1. Семущина Л.Г., Ярошенко П.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях. - М.: «Мастерство», 2001.2. Великанова, С. С. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки: дис.. канд. пед. наук / С. С. Великанова. — Магнитогорск, 2005. 178 с.