Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Финк О.Н. Роль медиацентра в детском самоуправлении

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf


Любое современное образовательное и воспитательное учреждение — сложная социально-педагогическая система, включающая в себя различные объединения и организации взрослых и детей. Каждый из коллективов должен иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, потребностей и интересов в образовательном процессе. Само по себе ученическое самоуправление — это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ребенок может определить свое место и реализовать свои способности и возможности в коллективе. Оно предусматривает вовлечение всех воспитанников в управление делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у подростков отношений взаимопомощи и организаторских качеств.
Корзникова А. А. в своей статье «Развитие ученического самоуправления» отмечает, что к основной функции самоуправления относится удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся, направленных на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. «Участие обучающихся в самоуправлении способствует формированию более чёткой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях». К ученическому самоуправлению относятся органы самоуправления, созданные детьми. Соответственно, ученическое самоуправление выражает интересы подростков. Формами ученического самоуправления могут быть ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание и многое другое. Объединения, созданные учащимися, могут иметь разную направленность. Условно их можно разделить на сферы или сектора: учебный, досуговый, спортивный, трудовой, художественно-эстетический, патриотический.
Самоуправление — это система, в которой каждый ребенок может определить свое место и реализовать свои способности и возможности в коллективе. Помимо этого, в самоуправлении есть различные сферы деятельности, в которых подростки могут себя проявить, одной из таких сфер может быть информационно-просветительская работа, за которую способен отвечать медиацентр. Медиацентры как структурные подразделения образовательных учреждений встречаются сегодня все чаще и чаще. Медиатворчество учащихся в детско-взрослом медиацентре ориентирована на деятельностное изучение лучших примеров современных профессиональных образовательных медиа, активное внедрение новых медиа в образовательную деятельность, а также создание собственных качественных и развивающих медийных продуктов. Участие детей в создании аудиовизуальных медиатекстов, как одно из направлений медиаобразования, способствует не только развитию у них информационно-коммуникативных компетентностей, но и формированию совершенно нового уровня этико-экологического ноосферного медиавосприятия.
Медиацентр образовательной организации – это среда, в которой формируются медиа и информационная культура учащихся. Деятельность медиацентра связана с рядом направлений в сфере медиа:
- телевидение: школьное, кабельное, интернет вещание школы, населённого пункта, общественное телевидение, выход на профессиональные телевизионные каналы с образовательными программами для детей и юношества;
- образовательное видео разных жанров: игровые, документальные, научно-популярные, социальные ролики, фотофильмы, анимация (рисованная, компьютерная, натурная, Stop-Motion, 3D анимация);
- учебное видео (слайд-видеолекции, видеолекции-хроники, постановочные студийные и мультимедийные видеолекции, учебные видеоклипы, скринкасты, видео слайдкасты, анимации-сканографии, тематические видеокейсы, видеорешебники, видеозаписи мастер-классов, видео презентации педагогического опыта, видео презентации образовательных учреждений);
- радио, подкастинг, в том числе интернет подкастинг;
- фото, включая создание фотогазет, коллажей, фотоквестов, фотоблогов;
- интернет ресурсы (сайты, блоги, социальные сети, мультимедийные лонгриды, мультискрипты, скрайбинг, сторителлинг).
- газеты (интернет газеты, блог-газеты), альманахи, журналы, участие в создании которых способствует формирование медиаконвергентных умений современного школьника.
Медиацентр сосредоточивает в себе как профессиональные ресурсы медиатеки (в том числе библиотеки), так и опирающиеся на данный опыт самодеятельные ресурсы обучающихся. Важнейший фактор организации медиацентров – человеческий, кадровый. Работа медиацентра распространяется на все возрастные категории участников образовательного процесса и может быть интегрирована в урочную и внеурочную деятельность, в том числе в деятельность школьного или детского образовательно-оздоровительного лагеря.  
Однако то, что называют этим словом, далеко не всегда имеет отношение к медиа. Само по себе слово «медиа» встречается сейчас в двух близких толкованиях:
– как совокупность различных видов данных, содержащих текстовую, звуковую и визуальную информацию — графику, видео, анимацию;
– как совокупность каналов получения и трансляции информации.  
Таким образом, медиацентр — это структура, обеспечивающая обучающихся информацией о деятельности организации, кружков и объединений, событиях и проблемах. По мнению исследователей Романова И. В. и Матаниса В. А., любое общеобразовательное учреждение сейчас является медийной средой. «Они имеют множество каналов информации от информационного стенда в коридоре до крупного информационного портала. Единая схема медиацентра заключается в том, что он объединяет и систематизирует создание и распространение по самым разным каналам качественного медиаконтента». Авторы выделяют несколько целей, стоящих перед медиацентром в современной образовательном учреждении:
– информационная цель (создание единого коммуникативного пространства); – воспитательная (педагогическая) цель (повышение активности и вовлечение участников образовательного процесса во внеурочную деятельность);
– развивающая цель (улучшение качества жизни).
Таким образом, можно выделить следующие функции медиацентра:
– поддержка образа образовательной организации в каких-либо источниках информации;
– передача информации о событиях в образовательной организации, достижение ситуации, когда все значимые события, мнения и проблемы учреждения становятся общим достоянием;
– развитие чувства единства у педагогов, детей и их родителей;
– организация доступа к интересной, развивающей информации, организация досуга;
– создание условий для самовыражения обучающихся;
– создание площадки для обсуждения и решения актуальных проблем.
Медиацентр действительно является важной частью ученического самоуправления, выполняющий информационно-просветительскую функцию.
Литература:
Корозникова А. А. Развитие школьного ученического самоуправления // Вестник Костромского государственного университета. — 2010. — № 3. — С. 230–233.
Романов И. В., Матанис В. А. Медиацентр в современной образовательной организации: цели и задачи деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 3–4. — С. 36–39. Титов А. Детское телевидение. — М.: Издательские решения, 2015. — 25 с.
Яблокова, Е. С. Медиацентр в школе как один из видов ученического самоуправления / Е. С. Яблокова, Ю. Н. Хромцова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 5 (35). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/young/archive/35/2046/ (дата обращения: 21.07.2022).
2022