Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Ананьева М.С., Гончаренко О.Ю., Горохова Н.В., Облога А.С. Использование персонифицированного подхода в проектной деятельности учащегося

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


В современном мире успех человека в какой-либо деятельности зависит от планирования и целеполагания. Необходимо обладать способностью организации своей жизни как проекта, наметить ближайшую перспективу и путем решения определенных задач достичь поставленной цели. Как показывают многочисленные исследования, большинство успешных людей и лидеров, обладают проектным типом мышления. Такие люди могут рассматривать проблемные ситуации, через нахождение оптимальных способов их разрешения. Метод проектной деятельности особенно важно применять в образовательном процессе, где учащиеся переформулируют проблему в задачу собственной деятельности, осуществляют необходимые действия по ее решению и оценивают полученный результат. Важная роль в поиске решения проблемной задачи отводится педагогу, который создает благоприятные условия для выполнения проекта. Педагог оказывает развивающее влияние на личность ребенка в проектной деятельности, как отдельного ученика, обладающего индивидуальностью. Самостоятельная деятельность учащегося осуществляется за определенный промежуток времени, в течение которого ему необходимо получить опыт для решения поставленной задачи. В результате выполненного проекта, при поддержке педагога, учащийся получает полное удовлетворение, радость, от понимания сути проделанной работы.
В соответствии с программой воспитания «Дом, в котором мы живем», в ГАУ ДО АО «ЦЭВДиМ», ежегодно проходит мероприятие «Масленица Идет!». Это проект, в котором принимают участие дети школ города и области в возрасте от 7 до 14 лет, направлен на духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание.
Целью данной проектной деятельности является изучение традиции русского быта, истории происхождения праздника.
Основные задачи:
·         Расширить представления учащихся о народном празднике «Масленица»;
·         Развивать мышление, память, творческое воображение;
·         Воспитывать патриотизм и любовь к традициям русского народа.
Праздник «Масленица» всегда могут посетить желающие поводить хоровод, получить информацию о народном празднике «Масленица». Каждый день масленичной недели имеет свое название, которое говорит о том, чем этот день славен. Каждый день в течение недели, ребята участвуют в мастер-классах, играх, знакомятся с русскими забавами, смотрят концертную программу. Учащимся предоставляется возможность не только изучить традиции русского быта, историю происхождения праздника, но и самостоятельно сделать изделие на память о празднике, применив творческое мышление. Учащиеся мастерят символ праздника «Солнышко», принимают участие в мастер-классах по изготовлению «Куклы - берегини» и участвуют в традиционных масленичных забавах: играют в «Горелки», «Жмурки», «Ручеек», «Гори-гори ясно» и водят хороводы. По итогам масленичной недели, оформляется стенд с фотографиями всех участников данного проекта, и приглашают учащихся на праздничное угощение блинами.
В результате реализации проекта «Масленица идет!» учащиеся получают знания о русских традициях, играх, фольклоре, формируется познавательный интерес и психологическая установка к индивидуальной и коллективной деятельности, развивается умение сотрудничать с остальными участниками проекта, навыки самостоятельности, формируется благоприятный психологический климат и проектное мышление.

Библиографический список

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
2. Степанов Е.Н. Персонифицированный подход в воспитании детей как основа деятельности педагога // Воспитание школьников. - №1. – 2017.
2018