Исследовательская и проектная деятельность

Садикова Е.А. Досуг с родителями в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Люблю по городу гулять»

Библиографическое описание:
Садикова Е.А. Досуг с родителями в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Люблю по городу гулять» // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.

Цель: воспитание патриотических и гражданских чувств, любви к родному городу Санкт-Петербургу.

Задачи:

§ Расширить и закрепить знания детей об истории родного города, его достопримечательностях.

§ Закреплять умение разгадывать ребусы, конструировать.

§ Активизировать познавательную и речевую активность детей в процессе беседы, вызвать желание принимать участие в групповом разговоре, слушать партнера, реагировать на его высказывания, дополнять, самостоятельно рассуждать.

§ Упражнять в умении грамматически правильно и логично строить высказывания, отвечать на вопросы развернутыми предложениями.

§ Развивать координацию движений, ориентацию в пространстве, ловкость.

§ Воспитывать любовь к родному городу, интерес к истории города; эмоциональную отзывчивость; умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: столы, стулья, проектор, ноутбук, экран, музыкальный центр, презентация, карточки с названиями команд, ребусы, мяч, карандаши, костюмы и декорации для инсценировки басни И. Крылова «Ворона и Лисица»

Предварительная работа:

§ Рассказ педагога с показом презентаций и видео по темам проекта: «Как создавался Санкт-Петербург», «Петропавловская крепость», «Коты Санкт-Петербурга», «Летний сад», «Эрмитаж».

§ Работа по интерактивным плакатам «Медный всадник», «Мосты Санкт-Петербурга».

§ Размещение информации в уголке для родителей «Как создавался Санкт-Петербург», «Предлагаем посетить», «Медный всадник», «Петропавловская крепость», «Мосты и реки Санкт-Петербурга», «Самые красивые улицы и проспекты Санкт-Петербурга», «Сады и парки Санкт-Петербурга».

§ Оформление выставки «Мой любимый уголок Санкт-Петербурга», «Люблю по городу гулять».

§ Презентация макетов «Мой любимый уголок Санкт-Петербурга»

§ Разучивание стихотворения-считалки «Люблю по городу гулять»

§ Собирание разрезных картинок с достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Ход досуга:

Дети и взрослые входят в зал под музыку, занимают места (2 команды).

Ведущий: Здравствуйте, дети, здравствуйте, взрослые! Мы рады приветствовать вас в нашем зале на интеллектуальной игре, посвященной одному замечательному событию. Наша игра сегодня посвящена нашему прекрасному городу, который совсем скоро отмечает День рождения. Как называется наш город? (ответы детей)

Ребенок 1:

Он царя Петра творенье

Город славы, город-сад.

Кораблей заморских флаги,

Вдоль Невы дворцов парад.

Ведущий: Правильно, сегодня мы будем говорить о нашем любимом городе Санкт-Петербурге. У нас пройдет интеллектуальная игра, а не соревнование. В нашей игре принимают участие две команды детей и родителей. Это команда «Знайки» и команда «Умники». Давайте познакомимся с нашими командами:

Предоставляем слово команде «Знайки».

Девиз (хором):

Знайки знают все на свете –

Все о городе секреты.

И расскажут, не тая,

Нам о городе Петра.

Наш капитан - … (имя)

Ведущий: А теперь настала очередь команды «Умники».

Девиз (хором):

Умники-разумники знают Петербург

И расскажут по порядку обо всем вокруг.

Наш капитан - … (имя)

Ведущий: Молодцы, команды!

Ребенок 2:

Коль живем мы с вами, дети,

В лучшем городе на свете,

В славном городе Петра,

Нам узнать его пора.

В нашем городе мосты

Небывалой красоты.

Сколько в нем мостов, дворцов,

Рассказать не хватит слов.

Ведущий: Итак, мы начинаем нашу игру и узнаем, хорошо ли вы знаете свой город. Первый конкурс «Разминка» пройдет в форме викторины.

Вопросы задаются по очереди каждой команде. Ответы проверяются на экране (презентация)

§ Кто основал город Санкт – Петербург?

§ Как называется остров, на котором Петр Первый начал строительство Санкт – Петербурга?

§ Когда город Санкт – Петербург празднует день рождения?

§ Сколько лет исполнится Санкт – Петербургу завтра?

§ Как называется главная площадь в Санкт – Петербурге?

§ Что находится в центре Дворцовой площади?

§ Как называется главная река нашего города?

§ С чего началось строительство Санкт-Петербурга?

Ведущий: Молодцы, все правильно. Обычно строительство нового города всегда начинается с крепости, чтобы защитить город от вражеских кораблей. Предлагаю вам сейчас представить, как все происходило, и поиграть в игру «По болоту Петр шел»

Подвижная игра «По болоту Петр шел»

Водящий находится в середине круга.

(Дети и родители идут по кругу, со словами).

По болоту Петр шел

Остров Заячий нашел.

Он собрал рабочий люд

И построил крепость тут.

Крепость новая стоит

Пушками врагу грозит.

Бам, бам, бам, бам!

Не осталось зайцев там.

«Петр» - взрослый:

Я по острову пойду,

Шевельнется кто - найду.

Дети –замирают.

«Петр» - удаляет из игры тех «зайцев», которые пошевелились.

«Петр» - зайцы пушек испугались,

По кустам все разбежались. (Дети убегают на места).

Ведущий: Именно отсюда, с Заячьего острова, началось строительство города. Здесь была заложена первая крепость, которую Петр 1 назвал Санкт – Петербургом. А когда в центре крепости был построен собор святых Петра и Павла, ее стали называть Петропавловской крепостью.

Ребенок 3:

Стреляет в полдень пушка,

Скрывается в дыму,

Когда стреляет пушка,

Не страшно никому,

Шумит волна речная

У крепостной стены,

А пушка ведь ручная –

Она не для войны

Ведущий: Да, каждый день с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости ровно в 12 часов раздается залп пушки. История Петропавловской крепости неотрывно связана с историей самого Петербурга: день, когда здесь был заложен первый камень, и считается Днем рождения нашего города. На возведение крепости ушло почти 30 лет, были брошены многие силы: ее строили русские солдаты, простые крестьяне и даже пленные шведы. Шли годы. Строительство города продолжалось. Город расширялся и хорошел. И сейчас Санкт-Петербург знают во всем мире.

Ребенок 4:

Мы очень любим город свой.

Сияет солнце над Невой,

Или дожди стучат в окно,

Его мы любим все равно.

Мы в этом городе живем,

И он растет, и мы растем.

Ведущий: Да, город растет. Туристы из разных стран приезжают к нам, чтобы полюбоваться красотами и достопримечательностями нашего города. А что такое «достопримечательность»? (ответы детей) Какие достопримечательности нашего города вы посетили? Что бы вы хотели еще увидеть? (ответы детей). А сейчас я предлагаю командам решить ребус и назвать одну из основных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Работайте вместе, в команде. Когда разгадаете ребус – поднимите руку.

Игра «Отгадай ребус»

Ведущий: Что у вас получилось? Молодцы. Правильно.

Ребенок 5:

Зимний дворец у Невы, посмотри!

Жили когда-то в нем наши цари.

Ну а сейчас в нем огромный музей.

Здесь - "Эрмитаж", гордость Родины всей.

Ведущий: Правильно. Это Зимний дворец, в котором раньше жила царская семья зимой. А сейчас в нем находится самый знаменитый музей Санкт-Петербурга – Эрмитаж. В музее огромное количество залов, в которых хранится около 3 миллионов экспонатов. Для того, чтобы обойти их все, нужно пройти порядка 24 километров. А еще в Эрмитаже служат эрмики – коты, которые числятся в Эрмитаже официально, как специалисты по борьбе с крысами. Коты Эрмитажа – это самая настоящая городская легенда. У них есть не только документы, форма, еда, лежак, лоток, но и свой праздник – День эрмитажного кота.

Ведущий: А что получилось у второй команды? Молодцы!

Ребенок 6:

Хоть и знатного он рода

По местоположению,

Праздно не проводит годы,

Служит он движению!

Создавался для карет,

Но прошло немного лет,

И автомобили

Лошадей сменили.

Мост, трудяга образцовый,

Величается Дворцовый.

Ведущий: Дворцовый мост является визитной карточкой Санкт-Петербурга. Ведь наш город называют городом рек и мостов. В городе насчитывается 64 реки, 48 каналов и 342 моста, из них 21 разводной.

Ведущий: А теперь «Конкурс капитанов». Предлагаю капитанам внимательно посмотреть на экран и назвать, что здесь изображено?

(Капитаны смотрят на экран, узнают и называют Нарвские ворота)

Ребенок 7:

Дорога в Россию была далека.

Вернулись домой через Нарву войска.

Под аркой прошли победители.

Цветами встречали их жители!

Ведущий: Нарвские триумфальные ворота были построены в честь героев Отечественной войны 1812 года. Предлагаю вам придумать и построить свои триумфальные ворота. Готовы?

Капитаны за столами придумывают и конструируют свои ворота.

Ведущий: Молодцы, капитаны. А теперь блиц опрос. Командам нужно быстро поймать мяч, аккуратно бросить его обратно, правильно продолжив названия:

Игра «Продолжи название» (с мячом)

Команда «Знайка»

Петропавловская… (крепость)

Дворцовая… (площадь)

Белые … (ночи)

Ростральные… (колонны)

Невский… (проспект)

Ребенок 8:

Город спит,

И Невский стройный

Уплывает в темноту.

Только кони неспокойны.

На Аничковом мосту

Страшно мне:

Рванутся кони

Кто таких коней догонит?

Команда «Умники»

Заячий… (остров)

Разводные … (мосты)

Марсово … (поле)

Зоологический … (музей)

Исаакиевский… (собор)

Ребенок 9:

Сияет купол золотой

Над красавицей Невой.

То собор Исаакий –

Это знает всякий.

Ведущий: Молодцы. А теперь внимание на экран. Вам предстоит по картинкам узнать, какую достопримечательность зашифровали с помощью данных предметов? Готовы?

Команда «Знайки»: конь, змея, камень, корона. Что это? (Медный всадник)

Ребенок 10:

Вот памятник царю Петру

И царскому коню.

Фотографируют его

По двести раз на дню.

Спеши увидеть их, спеши,

Свидание с ними праздник.

Великий царь и гордый конь

Зовутся «Медный всадник».

Команда «Умники»: лебеди, фонтан, скульптура, дерево. Что это? (Летний сад)

Ребенок 11:

В Петербурге Летний сад,

В саду статуи стоят.

А ещё увидишь ты

Решетку дивной красоты.

Стоит решетка у Невы,

И нет такой на свете

Поспешите посмотреть,

Дорогие дети!

Ведущий: В Летнем саду много красивых статуй. Давайте и мы с вами сейчас изобразим статуи Летнего сада. Поможет нам в этом игра «Море волнуется».

Игра «Море волнуется»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три –

Статуя Летнего сада на месте замри.

Ведущий: А еще в Летнем саду мы можем увидеть памятник известному баснописцу Ивану Крылову. И сейчас ваши родители расскажут и покажут вам басню Крылова «Ворона и лисица»

Инсценировка басни И. Крылова «Ворона и Лисица»

Рассказчик:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру.

Из-за куста вылетает Ворона со здоровенным куском сыра в клюве и садится на верхушку елки.

Рассказчик:

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать совсем уж было собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

Тут на беду Лиса близехонько бежала.

Из-за куста появляется Лиса и начинает принюхиваться.

Рассказчик:

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша.

Лиса:

Голубушка, ах, как ты хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, в сказке!

Какие перышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, –

Ведь ты б у нас была царь-птица!

Рассказчик:

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, –

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло.

Ворона: Кар!!!

Сыр падает. Лиса хватает его и убегает.

Рассказчик:

Выпал сыр, и с ним была плутовка такова.

Ведущий: Замечательное представление. Давайте вспомним, какие достопримечательности Санкт-Петербурга мы с вами сегодня вспоминали? (ответы детей). Вам эти достопримечательности ничего не напоминают? (ответы детей) Правильно! Давайте вспомним наше стихотворение-считалку. А родители нам помогут.

Люблю по городу гулять,

Люблю ходить, люблю считать.

Невский – раз, Зимний – два,

Три – красавица Нева,

А четыре – мост Дворцовый,

Пять – гуляю по Садовой,

Шесть – к Исаакию схожу

И на купол погляжу.

Семь – конечно, Летний сад,

Как красив его наряд.

Восемь – крепость у Невы,

Были там, наверно, вы

Девять – повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять – из-за поворота

Вижу Нарвские ворота.

Ведущий: Отлично. Молодцы. Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Ребята, а вам хотелось бы погулять по центру Санкт-Петербурга? А куда бы вы хотели отправиться? Что посмотреть? Надеюсь, что в скором времени вы с родителями обязательно погуляете по нашему замечательному городу: посетите Дворцовую площадь, поднимитесь на колоннаду Исаакиевского собора, дойдете до Медного всадника, пройдете по Дворцовому мосту, посмотрите на Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова и, конечно, посетите Летний сад. А сейчас на память о нашей встрече предлагаю вам выбрать магнит с видами Санкт-Петербурга и сделать общее фото.
2023