НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кашина Т.А., Петченко Е.В. Моделирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в играх-экспериментах

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


Деятельность педагогов направлена на развитие поисково - познавательной деятельности детей и решение задач по формированию у дошкольников диалектического мышления, познавательного опыта с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
Большое внимание уделяется развитию у детей поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия в процессе игровой экспериментальной деятельности. Игровые действия в творческих, дидактических играх дошкольников достаточно разнообразны. Процесс развития экспериментальной деятельности в игре у детей дошкольного возраста сложный, требующий активного направленного вмешательства взрослого, создания обогащенной игровой среды, пробуждающей познавательную активность и интерес к экспериментированию.
Наиболее эффективное развитие активности дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование.
Моделирование применяется при организации игры-эксперимента, помогает совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира.
Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекает от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
· чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
· быть простой и доступной для создания и действия с ней;
· ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
· облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев, А. И. Усмов)
Этапы овладения детьми моделями.
· Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.
· На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.
· Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.
Овладение моделированием обеспечивает более эффективное освоение свойств, отношений, зависимостей, развитие компонентов познавательной деятельности, активизацию познавательных интересов и самостоятельности у детей дошкольного возраста. Развитие знаково-символической деятельности рассматривается в качестве показателя готовности к школе, критерия интеллектуального развития.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.
Начинать работу нужно с 3 – 4 - летними детьми. Организовывать игры-эксперименты с песком, снегом, водой, с предметами и игрушками, обогащать представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждать познавательную активность и интерес к экспериментированию.
Например, «Лепим колобки», «Делаем фигурки»: дети экспериментируют с разными формочками и материалами — мокрым и рассыпчатым снегом, влажным и сухим песком.
«Цветной снег»: дети поливают уплотненный снег тонкой струйкой окрашенной воды, «рисуя» узоры.
«Разные ножки бегут по дорожке»: дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на снегу, оставляя отпечатки следов игрушек с колесами или полозьями; изображают «трактор», протаптывая узкие и широкие дорожки к домикам игрушек.
«Бумажный вихрь»: нарезанные ножницами кусочки цветной тонкой бумаги, дети сдувают ее помощью «ветра», создаваемого листом плотной бумаги, веером или дыханием, наблюдают за «полетом».
На первом этапе детей знакомят с предметной моделью увиденного эксперимента с помощью замещения реально существующих предметов условными предметами. Например, использовали игрушку рыбки, чтобы дать детям представление о плавучести предметов.
К концу учебного года условные предметы заменяют зарисовкой изображений, понятной детям. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.
Например, «Бульбочки»: в тазу с водой дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек». А также «Делаем дорожки и узоры из песка»: дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, ведерка с дырочкой в дне, кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры.
Или игра - эксперимент «Подушка из пены». Медвежонок Миша рассказывает, что он научился делать не только мыльные пузыри, но еще и мыльную пену. А сегодня он хочет узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену? Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде? По результатам эксперимента у детей развивалось представление о плавучести предметов в мыльной пене
С удовольствием дети играют с бумагой: «Снежки»: дети комкают бумагу, делают «снежки» и бросаются ими. «Блестящие комочки»: дети комкают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ними. Играют с тенью, когда воспитатель закрепляет источник света так, чтобы на стене четко обозначилась тень, и дети по своему желанию экспериментируют с тенями: с отражением своих рук, движений различных игрушек, предметов.
Огромный интерес вызывает игра «Веселые кораблики», «Веселые путешественники»: дети запускают в таз с водой, в лужу, в ручеек разные предметы — лодочки, щепочки, кораблики, наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», «отправляют в плаванье» мелкие игрушки.
Так, используя моделирование увиденных процессов, дети успешно познают не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения, формируя способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности должны создаваться такие ситуации, которые ребенок разрешал бы посредством проведения опыта и, анализируя, делая вывод, умозаключение, самостоятельно овладевал представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Библиографический список.

1.       Виноградова воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. - М.,1982

2.       Веккер JI.M. Восприятие и основы его моделирования. Л.: ЛГУ, 1964. -194с

2019