НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Кузьмина М. И. Формирование универсальных учебных действий на уроках физики

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


В качестве учебного предмета физика формирует систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви­тии общества, способствует формированию современного на­учного мировоззрения. Для формирования ос­нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо­собностей и познавательных интересов студентов в процессе изучения физики основное внимание уделяется не переда­че готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Значение физики как составной части обще­го образования состоит в том, что она вооружает студента научным методом познания, позволяющим получать объектив­ные знания об окружающем мире, позволяет наиболее эффективно формировать все виды универсальных учебных действий и тем самым дает обучабщимся возможность использовать полученные знания в повседневной жизни.
Приоритетной задачей новых стандартов образования является развитие в личности способности к самореализации.
Личностные УУД способствуют формированию:
•жизненного, личностного, профессионального самоопределения;
•способности к смыслообразованию,
•ценностно-смысловой ориентации студентов;
•готовности к жизненному и личностному самоопределению (прим.самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров определение своего "способа жизни" и места в обществе);
•знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентации в социуме и межличностных отношениях.
Цели урока физики, должны быть ориентированы прежде всего на развитие личности обучающегося, личного и ценностного отношения студентов к окружающим, к физике, к себе. На уроке физики студент начинает рассматривать причины открытия, происхождение изучаемого явления, постигать законы, лежащие в основе этого явления, учится предвидеть различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом обучающийся видит закономерность изучаемого явления, целостную картины окружающего мира.
Учитывая неоднородность класса, индивидуальные особенности, особенности обучения и состояние здоровья студентов, предусматривается дифференцированная работа на уроке физики, используется уровневый подход при отборе содержания учебного материала, а также дифференцированный подход при контроле знаний.
Личностными результатами обучения физике является приобретение познавательных интересов, творческих способностей, убежденность в возможности познания природы, ее законов, в необходимости использования достижений науки и техники для дальнейшего развития общества. Формируется самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений, готовность к выбору своего жизненного пути, ценностное отношение к себе и окружающим, к приобретению новых знаний, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры, уважение к творцам науки и техники.
Регулятивные универсальные учебные действия - действия, обеспечивающие организацию обучающимся своей учебной деятельности:
•целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
•планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
•прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
•контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
•коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
•оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
•волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Регулятивные универсальные учебные действия лучше всего формируются на уроках физики при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.
При обучении физике, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, включает в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений. Формирование перечисленных качеств и их диагностика должна быть постоянно в поле зрения учителя. Решение экспериментальных, качественных и количественных задач, формирует у обучающихся умение проводить наблюдения и описывать их, задавать вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерения в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие закономерности в протекании явлений и сознательно использовать их в повседневной жизни, соблюдая разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий.
Познавательные универсальные учебные действия разделяются на общеучебные и логические УУД.
1)       Общеучебные УУД включают в себя:
•самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
•поиск и выделение необходимой информации, с применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
•структурирование знаний;
•выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
•рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
•смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения студентом ценностно-смыслового содержания текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения текста смыслом;
• умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
• действие со знаково - символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
На уроках физики студенты учатся воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его, приобретают опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Знакомство с любой новой физической величиной предусматривает действие со знаково-символическими средствами. Большой опыт на уроке физике студенты приобретают в кодировании и декодировании приобретенной информации с помощью формул.
2)Универсальные логические действия.
В рамках обучения под логическим мышлением понимается способность и умение производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).
Совокупность логических действий представляет собой:
• сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств), различия, определения общих признаков и составление классификации;
•анализ - выделение элементов, расчленение целого на части;
•синтез - составление целого из частей;
• сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию;
• классификация - отношение предмета к группе на основе заданного признака;
• обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• доказательство, установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
• установление аналогий.
Для реализации формирования познавательных УУД, а также формирования навыков работы с источниками информации, навыков смыслового чтения целесообразно использовать дискретный подход. Это позволяет систематизировать знания, учит ребят выделять основное, а задача учителя лишь направлять их мысли. Примером работы может служить таблица:

Доминирующие элементы знаний

Задание по теме (вопрос)

Источник: учебник, номер страницы

Законы Ньютона

Какое утверждение содержится в первом законе Ньютона? во втором законе Ньютона? в третьем законе Ньютона?

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика 10кл., 2008г., стр.53-74


Таблица хорошо запоминается и в дальнейшем используется как справочная. Она может быть полезна при решении задач, при выполнении тестовых заданий. Такие таблицы помогают освоить основной материал. Изучаемый материал связывается воедино, развивается логическое мышление, навыки самостоятельной работы с учебником, повышается активность обучающихся, растет интерес к предмету.
Особую роль в формировании познавательных УУД играет работа над проектами, подготовка к выступлению на ежегодной конференции. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот вид работы органично сочетается с групповой деятельностью. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
В состав коммуникативных действий входят:
• планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками – определение цели;
• постановка вопросов - сотрудничество в поиске и сборе информации;
• управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
•владение монологической и диалогической формами речи.
В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение определенными нормами общения, поведения. Такие способности наиболее эффективно приобретаются в групповой и коллективной работе, например, в исследовательской и проектной деятельности, в постановке экспериментов на уроке физики.
Элементы формирования коммуникативных УУД можно рассмотреть на примере урока конференции. Урок – конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого студента (подготовка сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений). На уроке - конференции ребята с одной стороны являются выступающими, с другой стороны оценивают труд своих товарищей, задают вопросы, участвуют в дискуссии, проводят самооценку своей работы.

Библиографический список

1. Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения» Основная школа Москва «Просвещение», 2011г.
2. Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г.Салмина. Культурно историческая, системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования, 2000г.
3.Бухольцев С.Н. «Проектная деятельность на уроках физики», 2009г.

4.Борисова Л.А. «Формирование исследовательских умений школьников при проведении лабораторных работ» Научно-методическая газета «Физика»№20/ 2010г.

5. Войтенкова Л.Г. «Исследовательская деятельность на уроках физики», 2008г.
6. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности.// Вопросы психологии, 2010г.
7. http://www.profistart.ru/ps/blog/20252.html

2021