Информационные технологии в современном образовательном процессе

Дешура О.В. Проблемы трансформации образовательного процесса во время пандемии и их решения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf


Одним из самых мощных инструментов, позволяющих людям всех возрастов состоятся и изменить свою жизнь в полной мере, а также чувствовать и понимать свое место в жизни общества является образование.
Образование ребенка занимает очень значимое место в его жизни, т.к. учатся дети минимум 9 лет, некоторые 11. На этом путь ребенка в образовании не заканчивается дальше ему придется учиться еще минимум 3 года 10 месяцев в колледже или 4 года в ВУЗе. 
Гарантия того, что ребенок получит образование закреплена в статье 43 Конституции РФ и в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". На государственном уровне «гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях»[1].
Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, коренным образом изменила все сферы жизни людей, можно сказать инфекция «перевернула все с ног на голову».
Эпидемия COVID-19 ускорила ряд процессов, о реализации которых раньше никто не задумывался.
На данный момент можно сказать, что настал период «после пандемии», хотя понять, когда именно он наступил не представляется возможным.
С начала марта 2020 года практически все учебные заведения перешли на систему дистанционного обучения. Такой резкий переход стал настоящим шоком для всех участников образовательного процесса. Примерно 1,5 миллиона российских школьных учителей и профессоров университетов, 16 миллионов школьников и 7 миллионов студентов оказались вне рамок нормального обучения перед лицом неопределенности.
Пандемия породила много проблем вследствие которых преподавателям и ученикам пришлось в кратчайшие сроки изучать ранее малоиспользуемую систему дистанционного обучения. Практически все уровни учебных заведении оказались не готовы к такой резкой трансформации.
Основным и первичным способом для связи между учеником и учителем стала система «Сетевой город», которая уже была введена в оборот, с ее помощью можно узнать домашнее задание, оценки, расписание уроков, но эффективно используется только в качестве административной системы.
Как показала практика, система «Сетевой город. Образование» не подходит для обучения учащихся, так как ее функционал достаточно скуден и его не хватает для полного и качественного образования. Вследствие чего отсутствие единой, удобной платформы для школ стало самой большой проблемой.
Как уже говорилось выше, что никто не готов к такой трансформации поэтому основная нагрузка легла на плечи преподавателей, которым пришлось в кротчайшие сроки самостоятельно искать платформу для работы с учениками, это привело к неразберихе в среднем и старшем звене.
Самые популярные платформы для обучения стали: Якласс, Учи.ру, Google Класс, Фоксфорд, а также многие использовали социальные сети: WhatsApp, Вконтакте.
Все эти платформы хороши только в одной какой-то функции, что еще больше усложнило задачу как для самих обучающихся, так и для учителей.
Платформой, сочетающей все нужные функции, стала новая образовательная платформа, которая была введена в школы страны в начале 2022 года.
Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» – это часть цифровой образовательной среды, которая создается Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ в целях реализации нацпроекта «Образование». Платформу разработало и запустило совместное предприятие Mail.ru Group и ПАО «Ростелеком» «Цифровое образование». Платформа «Сферум» призвана сделать обучение, в том числе дистанционное, более гибким, технологичным и удобным.
Платформа «Сферум» основана на технологиях социальной сети «ВКонтакте». Цифровую инфраструктуру и интеграцию с государственными информационными системами платформы «Сферум» обеспечивает «Ростелеком». Пользоваться платформой можно через мобильное приложение «Сферума» для iOS и Android и на сайте сферум.рф.
Так как платформа новая проблемы и недостатки новой образовательной платформы выявить пока не удалось, но надеемся, что именно эта система станет той самой которая сможет все.
Главные плюсы «Сферума» от остальных образовательных платформ:
1.                приложение на портативные устройства
2.                 закрытость, суженный и целенаправленный круг общения
3.                контакты учителей, коллег, учеников, родителей
Для эффективности работы платформы нужно добавить:
1.                расширить функционал у учителя, добавить функции создания интерактивных упражнений с автоматической проверкой кратких ответов
2.                добавить тренажеры для подготовки к олимпиаде, ВПР, контрольной работе
3.                новостную ленту для учителей, для учеников, для родителей
Подводя итог, хочется сказать, что из-за самоизоляции дети решились самого главного - социальных связей, им пришлось все время находится дома.
Но даже такие трудности и проблемы не смогли повлиять на образование, которое не прерывалось и не прекращалось, т.к. уроки проходили преподаватели выходили на связь, но просто они проходили не в том формате к которому все привыкли, поэтому это и создало множество вопросов.
Благодаря резкому переходу на новые форматы обучения появилась новая волна инноваций, которые впоследствии будут играть очень важную роль в развитии человечества. На данный момент очевидно, что темпы экономического роста, производительности труда и человеческого развития будут во все большей степени определяться уровнем интеграции в цифровую экономику. Теперь главная задача России лидировать в этом направлении[2].
Государство делает много для поддержки современных школ и ВУЗов, основной момент — это повышение качества образования и раскрытия индивидуальности детей.
В долгосрочной перспективе перед государством стоит задача создания безопасной среды обучения и национальной платформы электронного обучения, преодоления барьеров для международного взаимодействия в области образования и обучения.


[1] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
[2] Московский академический экономический форум. 14 мая — 31 мая 2020 года. «Постпандемический мир и Россия: новая реальность?». Режим доступа: URL: https://maef.veorus.ru/
2022