НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Крымская Л.Н. Мнемотехника – тренажёр для развития речи и творческих способностей в подготовительной к школе группе

Библиографическое описание:

Крымская Л.Н. Мнемотехника – тренажёр для развития речи и творческих способностей в подготовительной к школе группе // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.

В переводе с греческого языка «мнемотехника» - это искусство запоминания. Так что, внося в жизнь своих учеников искусство, мы становимся соавторами их творческой судьбы. Ведь именно мнемотехника, или, как её ещё называют, «схема составления рассказа» позволяет ребёнку наиболее полно развивать связную речь, улучшая при этом память и внимание.

Все мы знаем, что у дошкольников превалирует наглядно-образное мышление. Они ещё плохо усваивают и запоминают информацию, не подкрепленную понятными для них визуальными символами. Способность спонтанно рождать образы из воображения развита крайне мало. Поэтому педагогу нужно помочь ребёнку «прикрепить» неинтересный для него текст к визуальному ряду, тем самым наполнив этот текст «душой», сделав его родным и понятным для ребёнка.

В современном мире, не просто наполненном, а, зачастую, переполненном визуальными эффектами (с раннего возраста используемыми детьми гаджетами, рекламными билбордами, броской рекламой игр и игрушек) необходимость поддерживать внимание ребёнка к тексту, путем его ассоциирования с картинкой, только вырастет. Современная педагогика своевременно реагирует на эти вызовы и продолжает разрабатывать мнемотехнические таблицы для улучшения запоминания детьми текста, развития связной речи дошкольников. Ведь развитая диалогическая и монологическая речь позволяет ребёнку лучше социализироваться, увереннее себя чувствовать и быстрее овладевать необходимыми для его возраста знаниями. Особенно это важно для детей подготовительной к школе группы. От того, как будет развита их связная речь, зависит дальнейшая успешность их обучения в школе. Недостаточное развитие речи может пагубно повлиять на формирование личности будущего школьника. Таким образом, правильное и своевременное использование мнемотехнических таблиц помогает педагогу не только решать коммуникативные задачи ребёнка, но и способствует формированию грамотной, открытой к обучению новому личности.

Как же правильно составить мнемотаблицу? Единой схемы создания здесь нет. Составление мнемотаблицы – это всегда акт творчества педагога. В подготовительной к школе группе к составлению мнемотаблицы уже можно привлекать детей. Мнемотаблица может иметь разнообразный вид и оформление. Главная её задача – отразить все основные смысловые части запоминаемого произведения.

Таким образом, мнемотаблица – это преимущественно графическое отображение сюжетных звеньев запоминаемого произведения. Крайне важно правильно разделить сюжет по смысловым линиям и понятно для детей передать суть каждой из частей. Сюжетные картинки должны строго следовать друг за другом.

Мнемотаблица – это визуализированный план запоминаемого произведения, помогающий детям выстраивать связный и последовательный пересказ.

Диапазон использования мнемотаблиц на речевых занятиях и занятиях по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группы очень широк.

Варианты возможного использования:

- при обучении составлению рассказа;

- при повторении знакомого рассказа;

- для лучшего запоминания и дальнейшего пересказа художественных произведений;

- при проговаривании скороговорок и чистоговорок;

- при загадывании и для отгадывания загадок;

- при разучивании стихотворений.

Я рекомендую организовать работу в три этапа.

1. Изучение таблицы, детальное её рассматривание, предложение вариантов того, что в ней изображено. В подготовительной к школе группе можно дать детям шанс самим догадаться, по какому произведению эта мнемотаблица.

2. Непосредственный рассказ нужного текста по таблице с возможным объяснением детям непонятных им знаков либо образов.

3. Пересказ произведения самими детьми с визуальной привязкой к мнемотаблице.

С количеством и художественным оформлением ячеек (окошек) мнемотаблицы лучше не перебирать. Достаточно ёмкое произведение лучше разбить на серию мнемотаблиц, оформленных в едином стиле. Слишком яркая таблица будет отвлекать от сути процесса – пересказа.

Начинать обучение детей лучше с самого простого. Сначала работаем с мнемоквадратами, потом с мнемодорожками и только после их освоения переходим к мнемотаблицам.

В подготовительной к школе группе дети уже сами с удовольствием составляют и рисуют мнемотаблицы по коротким произведениям с законченным сюжетом. Лучше тренировать их составлять такие таблицы по коротким стишкам с ярким содержанием. Также хорошо подходят загадки и скороговорки.

Обучая старших дошкольников составлению элементарных мнемотаблиц, педагог не только способствует развитию их речевых умений, но и совершенствует знания об окружающем мире и помогает развитию творческих способностей путем синхронизации работы правого и левого полушарий головного мозга.

Трудно переоценить пользу такой работы. Поэтому, исходя из личного опыта, советую всем педагогам включать в образовательную деятельность мнемотехнику.

В заключении приведу несколько примеров игр по мнемотехнике.

Начнём с самых простых. Если у вас дети среднего дошкольного возраста, или вы раньше не занимались с ними в данном направлении, то можно начать с игры:

«Посмотри и повтори»

Цель: развивать внимание и память детей.

Для этой игры необходимо заранее сделать карточки. Для начала хорошо подойдут геометрические фигуры (от 3 до 6) на одной карточке. Далее можно будет усложнять игру, добавляя фигурам цвет и варьируя их размер. Всегда двигаемся от простого к сложному. Фигуры можно будет заменят на схематичные рисунки, цифры, буквы.

Ход игры: педагог показывает ребёнку карточку с несложными изображениями на 5 – 10 секунд, ребёнок у себя на листочке повторяет нарисованную комбинацию изображений.

«Едет, едет паровоз»

Вариант 1.

Цель: развитие навыков словообразования с помощью суффиксов.

Для этой игры необходимо изображение паровоза с тремя вагончиками (самолёта с иллюминаторами, подводной лодки…). На каждом вагончике нарисована фигура разного размера (от большой к маленькой). Набор карточек с одинаковыми изображениями трех размеров.

Дети ищут одинаковые изображения разного размера и распределяют в вагончиках. Затем обязательно проговаривают, например, зайчик, заяц, зайчище; лужица, лужа, лужища.

Вариант 2.

Цель: закрепление знаний о названиях животных.

Паровоз с четырьмя вагончиками. Дети рассаживаю «семьи» животных, тоже проговаривая: заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата.

«Мой, моя, моё, мои»Цель: учить согласовывать местоимения с существительными.

Для этой игры нужны четыре домика с открытыми окошками. В окошках схематичные изображения мальчика (мой), девочки (моя), солнышка (моё) и двух детей (мои). Картинки с изображениями различных предметов.

В процессе игры дети раскладывают картинки в выбранные окошки, обязательно полностью проговаривая предложение. Например: «Это мой мяч. Это моя кукла. Это мои шарики. Это моё мороженое».

Дети подготовительной к школе группы уже сами могут составлять мнемодорожки и мнемотаблицы по заданию воспитателя или по замыслу.
2023