Актуальные вопросы начального общего образования

Гельд А.А. Мальцева Е.М. К вопросу о понимании текста

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf


Школьная практика показывает, что учебные затруднения чаще всего связаны с неумением ученика понимать прочитанное. А чтобы научить детей понимать текст, необходимо сформировать специальные читательские умения. Традиционно под умением работать с текстом понимается способность воспроизводить содержание текста, делить текст на части, выделять в этих частях главное, определять смысл всего текста в целом.
К обучению пониманию текста можно идти разными путями. Этой проблемой занимаются многие специалисты. С точки зрения психологии, наиболее продуктивным в этом отношении является младший школьный возраст.
Процесс, направленный на понимание текста, очень сложен. В него включены внимание, память, воображение, мышление, эмоции, воля и другие психологические процессы.
Важнейшим вопросом понимания текста является сознательность чтения, которая, в свою очередь, основывается на том, что у ребят сам процесс чтения не вызывает затруднений и проходит достаточно свободно. Работа над сознательностью чтения начинается с процесса слушания ребенком текста, читаемого взрослым. Это первая ступень процесса понимания текста. Далее ученикам предлагается поработать с заголовком и темой текста. Здесь можно использовать следующие задания:
- выбор заголовка из предложенных вариантов;
- подбор собственного заголовка, соответствующего содержанию прочитанного текста.
Одним из основных приемов, которые активизируют все психические процессы, включенные в понимание текста, является «диалог с текстом». Опытный читатель «беседует с книгой», этот диалог часто протекает так быстро, что читателем не осознается. Процесс формирования этого умения можно разделить на три ступени:
- поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;
- вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста;
- самоконтроль (проверка предположений по тексту).
Прием «диалог с текстом» наиболее значим при работе с заголовком и по ходу чтения текста.
Однако, все приемы работы с текстом будут бесполезны, если не научить ребенка внимательному отношению к незнакомым словам. Поэтому у детей важно создавать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значения. Такие слова по ходу чтения могут быть подчеркнуты, а позднее выяснено их значение.
Отечественный психолог Б.М. Теплов говорил, что чтение художественной литературы должно быть таким, «когда мысленно видишь и слышишь все то, о чем идет речь, когда мысленно переносишься в воображаемую ситуацию и живешь в ней». А это невозможно без активной работы воображения. Работа с текстом – это во многом работа с воображением ребенка. Развитое воображение ведет к самостоятельности мышления, к способности давать собственную оценку происходящим явлениям.
Здесь необходимо организовать работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением. Задание на включение воссоздающего воображения можно формулировать так: «Представьте, что все, о чем вы читаете, вы видите на экране. Включайте его при каждой встрече с текстом».
Автор, создавая произведение, берет на себя только часть работы. Остальное в процессе чтения должен выполнить своим воображением читатель. Здесь большую роль играет развитие творческого воображения. Важную роль выполняет творческое воображение в диалоге с текстом, когда прогнозируется дальнейшее содержание текста. Детям можно предложить различные творческие задания: сочинение продолжения события, описанного в тексте; пересказ от лица разных героев; сочинение истории с заданными героями; сочинение своей истории по заданному началу или окончанию.
Какие же критерии говорят о пониманий текста? Несомненно, это выделение концептуальной информации и выражение ее во внешней речи. Еще одним критерием является пересказ текста, т.е логичное изложение фактуальной информации, а так же выразительность чтения, особенно по отношению к лирическим произведениям.
Понимание текста идет не через чтение, а через обсуждение прочитанного. Привыкший к постоянному критическому анализу ребенок будет не только читать, но и сам себе задавать вопросы, включать фантазию, рисуя живые образы, искать свое я через книгу.

Библиографический список

1. Алиева Т.И. Развитие восприятия литературных текстов детьми /Т.И.Алиева // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. "Языковое сознание" – М., 1988. – C. 10.
2. Соболева О.В. Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить. URL: http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200702305
3. Соболева О.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя к решению проблемы обучения пониманию текста / О. В. Соболева // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. -2005.- № 1.-С.284-289.
2019