НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Мурашова С.А., Лесникова О.С. Использование нетрадиционных техник рисования для поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников

Библиографическое описание:
Мурашова С.А., Лесникова О.С. Использование нетрадиционных техник рисования для поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.

ФГОС ДО определяет поддержку инициативы как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, которая особенно ярко проявляется не только в игровой, экспериментальной, но и изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребёнка. Все дети любят рисовать. Рисунок является средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

Известный российский художник Владимир Андреевич Фаворский говорил: «Когда ребёнок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краску и бумагу – и это несомненно ошибка: необходимо дать ребёнку всевозможные материалы».

Рисование карандашами и кистью требует владения техникой рисования, для этого у ребёнка должны быть сформированы навыки и знания приемов работы. Часто отсутствие этих знаний и навыков порождает нежелание рисовать, поскольку в результате усилий ребёнка, рисунок получается неправильным, не соответствующим его замыслу.

Педагог должен поощрять и поддерживать детскую инициативу в изобразительной деятельности, что непременно приведет к развитию творческих способностей.

Важную роль играет РППС. С целью поддержки детской инициативы и самостоятельности в свободном доступе в Центре творчества нашей группы расположены различные неструктурированные материалы: бумага разного формата и качества, целлофан, свечи, пластмассовые материалы (зубные щётки, вилки, трубочки для коктейля), природный материал, нитки, штампы.

Необходимо организовать Центр творчества так, чтобы разнообразные материалы для рисования были предельно доступными и мобильными в действии – это создаст условия для экспериментирования с предметами, изучения фактуры, способов действий, выразительных свойств различных материалов.

Одним из эффективных способов поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников является использование нетрадиционных техник и материалов в творческой деятельности.

Необычные, неструктурированные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что нет слова «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей детей, не ставя их в рамки «образца и показа» приёмов рисования и их последовательности; не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, даёт им возможность реализации своего творческого потенциала.

Как показывает практика, необычные материалы и техники привлекают детей своей неординарностью и свободой, способствуют снятию стрессов и страхов, развивают уверенность «я смогу», побуждают к поиску «мне интересно», развивают воображение и любознательность «хочу знать», развивают творческие способности, моторику «я сделал». В общем, творчество – это интересно! А нетрадиционное творчество вдвойне привлекательно, потому что детям интересно все неизвестное.

Задача воспитателя — не направлять ребенка шаг за шагом, а помочь ему почувствовать, поразмыслить сделать для себя открытие.

Нетрадиционное рисование отличается художественной эффектностью и непредсказуемостью результата, необычными приёмами работы, которые не требуют особых ручных умений и способностей, а больше напоминает игру, которая помогает раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка. Кроме того, такие техники рисования дают ощущение новизны и являются толчком к развитию инициативности, самостоятельности, стимулируют изобретательность экспериментирование в изобразительной деятельности.

Для того чтобы завлечь ребенка обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, желание помочь. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

В нашей группе ребята освоили техники работы с разными материалами. Начинали мы с пальчиков, ладошек, ватных палочек. Ими мы изображали ягоды, рисовали цветы, деревья, снег. Это очень увлекательное занятие. Дети с удовольствием рисовали пальчиками, исследуя новый материал – гуашь, создавали красочные работы.

Затем мы экспериментировали с втулками из картона. Сначала делали отпечатки, затем один край втулки надрезали на мелкие полоски. Опуская этот край в краску, делали отпечатки на листе бумаги. Фантазии не было предела. У кого-то получились замечательные цветы, кто-то нарисовал солнышко, одуванчики.

Потом ребята осваивали другие нетрадиционные техники.

§ Печать листьями

Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Так у нас появились лес, осеннее дерево, листья для цветов. Каждый из ребят старался придумать свое неповторимое изображение.

§ Техника монотипии

Используя принцип зеркальности, ребята попробовали поработать в технике монотипии. В начале работы необходимо согнуть лист бумаги пополам. Затем на одной половине что-нибудь нарисовать, к примеру, половину дерева, потом сложить лист и прогладить его. Развернув лист, видели симметричное изображение. Такое превращение вызывает у детей чувство удивления. Сначала мы пробовали предметную монотипию - бабочки, деревья, потом ребята попробовали рисовать пейзаж.

§ Техника рисования вилкой

При знакомстве с этой новой техникой, ребят очень удивил материал, с которым предстояло работать. Вилка – столовый прибор, в их представлении никак не могла быть изобразительным средством. Но на практике получились замечательные ёлочки, кактусы, ёжики. Ребята брали пластиковую вилку, опускали ее тыльной стороной в тарелку с краской, затем прижимали к бумажному листу в нужном месте. На бумаге оставался отпечаток в виде 4-х тонких полосок.

Интересные работы у ребят получились в процессе работы с целлофановым пакетом и работой нитью.

§ Рисования целлофановым пакетом

Создать рисунок целлофановым пакетом можно двумя способами, поэтому у ребят была возможность выбора. Или можно было попробовать совместить два способа.

1 способ.

Обыкновенный полиэтиленовый пакет немного надуваем и завязываем на узелок или затягиваем резинкой, главное, чтобы он не пропускал воздух. Для рисования понадобится один из уголков пакета. Этот уголок опускаем в разведённую гуашь и ставим отпечатки на лист бумаги.

2 способ.

Для рисования понадобятся акварельные краски, альбомный лист, кисть, вода и разрезанный целлофановый пакет.

Техника рисования состоит в том, чтобы с помощью кисти нанести акварель на предварительно смоченный водой лист бумаги, а затем целлофановым пакетом создать на нем узор. Затем сверху на лист бумаги накладываем разрезанный целлофановый пакет, пальцы смачиваем водой и различными вращающими движениями, с помощью морщинок, формируем узоры. Целлофановый пакет должен прилипнуть к бумаге с рисунком, а в морщинках должна собраться акварель. Дальше работа должна просохнуть, а затем нужно снять пакет. Получается красивый цветной лист бумаги с причудливым узором – это отличный фон для дальнейших рисунков. Здесь ребята проявляли фантазию. У каждого получилась своя, неповторимая композиция. Недавно у нас произошло ещё одно знакомство с новой техникой.

§ Техника рисования нитью

Ниткография – техника рисования для детей, где для воплощения художественного образа используются шерстяные нитки. Рисунок выполняется путем пропитывания ниток краской и скольжения по бумаге.

Шерстяную нитку опускают в емкость с краской. Когда нить наберет цвет, ее помещают меж двух листов бумаги. Картинки будут интереснее, если уложить веревку зигзагом. Дальше, слегка придавив бумагу, нить вытягивают наружу. Она оставляет замысловатый след, который можно дополнить или вырезать и использовать в качестве аппликации. Здесь ребята уже проявляли своё творчество.

Законченные работы обязательно выставляем на доске или раскладываются на столе, ковре в конце занятия. Анализ художественной деятельности важен тем, что дети видят результаты своей деятельности, они с удовольствием любят рассматривать свои работы и говорить о них. При обсуждении работ с детьми важно подчеркивать их индивидуальность, непохожесть, отмечать необычные детали и оригинальное цветовое решение.

Нетрадиционные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Чтобы поддерживать у детей желание заниматься изобразительной деятельностью, при наполнении развивающей среды мы учитываем не только уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст детей, но и их интересы.

Поддерживая инициативу детей, поощряя желание самостоятельно работать, творить, думать, фантазировать мы способствуем тому, что жизнь ребёнка становится более интересной, содержательной, насыщенной. Очень хочется, чтобы наши дети смотрели и видели мир глазами творца и созидателя.

Таким образом, для поддержки детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности необходимо создать следующие условия:

ü правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение (всегда в доступе неструктурированные материалы, разные форматы бумаги, нетрадиционные инструменты для рисования);

ü знакомство детей не только с традиционными, но и с нетрадиционными техниками рисования, а также с разнообразными изобразительными материалами и способами работы с ними;

ü поощрять детей в желании создавать новые образы в знакомой технике в свободной изобразительной деятельности;

ü поощрять экспериментирование с изобразительными материалами;

ü создание ситуации, в которых дети учатся самостоятельно планировать свои действия индивидуально и в небольших подгруппах;

ü при организации творческой деятельности не давать образца для выполнения, а лишь показывать способ - это сделает все работы детей уникальными;

ü использование творческих работ детей для оформления группы;

ü приобщать детей к оформлению детского пространства своим работами, поощряя обыгрывание и дальнейшее игровое использование творческих работ;

ü организовать места для демонстрации детских работ не только в раздевалке, но и в Центре творчества в помещении группы. Важно, чтобы стенд имел удобное расположение, позволял ребенку самостоятельно разместить свою работу;

ü предоставление возможности ребенку самостоятельно решить, какая работа и сколько времени будет на выставке;

ü создавать ситуацию успеха, вызывать чувство гордости за проявление творчества в работах ребенка среди сверстников и в глазах родителей.

Создание условий поддержки детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности не только развивает творческие способности, но и учит ребенка получать радость от собственной деятельности. А это главное, ведь по словам Константина Георгиевича Паустовского «Дело художника - рождать радость».

Когда дети получают удовольствие от процесса и результата творчества - это способствует их самовыражению и говорит о гармоничном развитии их личности.

Библиографический список

1. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

2. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». - М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.

5. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007.

6. Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». - М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

7. Цквитария Т.А Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2011.
2023