Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf
В настоящее время продолжает оставаться достаточно острой проблема адаптации первоклассников к обучению в школе. Наиболее остро данная проблема проявляется в затруднении принятия правил и требование к поведению и общению, преодоление психической и эмоциональной зависимости от матери (у детей с ограниченным кругом общения, не посещавших детских сад или детей «тревожных» матерей)
Сказки формируют культурный смысл поведения. В сказках мы знакомимся с разнообразием мира, форм поведения, получаем возможность ярко и образно увидеть последствия последствий и поступков.
Ценность сказки в естественности и доступности. Дети, общаясь с социально значимыми взрослыми, могут рассказывать сказки-истории чтобы в иносказательной форме выразить содержание, которое в прямой форме представляет опасную или вызывающую беспокойство ситуацию. Взрослые, используя сказочные формы, могут выразить свое отношение к ситуации, предложить варианты решения. Героями сказок могут выступать как животные, так и дети или взрослые.
В своей работе я использую «Лесные сказки» Панфиловой Марины Александровны. Сказки можно использовать в дошкольный период, например, на занятиях подготовки к школе, или в период адаптации к школе, в первые недели обучения. Предлагаемые тридцать "лесных" сказок раскрывают пять основных тем, актуальных для младших школьников: адаптация к школе; отношение к личным и чужим вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. Первоклассникам легче выразить и осознать свои переживания, через образы сказочных героев. Героями выступают лесные зверята. Множество героев позволяет первокласснику примерить на себя различные образы. Описание типичных школьных ситуаций, проигрывание этих ситуаций через предметную игру, позволяет снизить школьную тревогу, смоделировать позитивные модели поведения в различных школьных ситуациях.
Знакомство со сказочными героями организуется во второй учебный день. Разыгрывает игровую ситуацию учитель. В инсценирование используются мягкие игрушки. Введение новых персонажей происходить постепенно. В зависимости от психологической ситуации к инсценирование могут подключиться дети. Руководящая роль остается у учителя, который должен внимательно наблюдать за развитием сюжета и направлять участников для разрешения проблемы в позитивном ключе. После знакомства с очередной сказкой необходимо обсудить с ребятами действия лесных героев. Рефлексия помогает осознавать неправильное поведение, собственные мысли и чувства, становиться на позитивный путь изменений.
Используя данные сказки в период адаптации первоклассников, я вижу хорошие результаты: у большинства обучающихся период адаптации проходит быстрее и спокойнее. Школьные правила и требования через инсценирование усваиваются лучше, так как воспринимаются через приятные визуальные и эмоциональные образы. Сказочный герой может быть использован как «защитник» (каждый год наблюдаются 1-3 ребенка, которые в первое время тяжело переживают даже кратковременную разлуку с матерью) или как средство поощрения.
В первом классе сказочные персонажи могут включаться в учебную деятельность, «приходя» на занятия или использоваться во внеклассной деятельности, в частности на классных часах.
Однако, не следует забывать, что «сказкотерапия» -это метод используемый в детской клинической психологии. Как любой психологический метод, он требует большой ответственности и осторожности. Принцип «не навреди» актуален и в применении сказки. Яркое образное мышление младших школьников может создать внутренние картинки, которые будут казаться ребенку более пугающими, чем реальные ситуации.
Библиографический список
1. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.
2. Панфилова М.А. Школа. Сказки для детей. - М.: Издательство «ТЦ «Сфера», 2014. – 96с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с
4.