Актуальные вопросы начального общего образования

Крашениникова Ю.Н. Разговор с родителями будущих первоклассников на тему "С чего начинается учеба"

Библиографическое описание:
Крашениникова Ю.Н. Разговор с родителями будущих первоклассников на тему "С чего начинается учеба" // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.

Школьные годы чудесные,
С дружбою, с книгою, с песнею.

Так поется в известной песне про школу. Сразу в воображении появляются трогательные первоклассники с огромными букетами в руках, весёлые, резвые… Идеальная картинка начала нового учебного года.

Почему же родители сразу после линейки 1 сентября запасаются валерианой и с нетерпением ждут каникул? Отчего обучение становится мукой и для детей, и родителей? И как, все-таки, сделать школьные годы своего ребенка счастливыми и успешными? Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей. В своей практике мы, учителя, часто сталкиваемся с проблемой недопонимания со стороны родителей в вопросах психологических закономерностей развития ребенка. Возникают трудности во взаимоотношениях с детьми, со школой, появляется обида, почему я не знал о существовании таких проблем раньше, ведь в дошкольном учреждении нас хвалили и предрекали успехи в учебе. На самом деле многих проблем можно избежать, зная причины их появления. Конечно, сейчас большое количество методической литературы в помощь родителям, но в теории все кажется просто, а на практике многие семьи не знают, что делать. Занимаются в развивающих клубах, с первого класса нанимают репетиторов, но ребенок все равно испытывает сильные трудности в учебе. Наша цель- разъяснить родителям причины возникновения таких трудностей и дать практические советы для их коррекции. Мы разберем самые распространенные ошибки, которые делают родители, пытаясь вдохновить своего ребенка учиться на «отлично». Объясним, на что нужно обратить внимание в первую очередь.

С чего начинается учеба? Конечно, с желания учиться, или, говоря научным языком, с мотивации. Важно, чтобы будущий школьник сам захотел быть успешным. Если он с детства ощущает, что его достижения значимы, то он не будет бояться сложных задач и сомневаться в себе. А вот если его маленькие успехи остаются без внимания или даже обесценивают, это на корню убивает любую мотивацию. Вывод: детей надо хвалить, но не перехваливать.

Многие родители с самого начала пытаются поощрять успехи, покупая угощения или новые игрушки. Дети быстро начинают воспринимать это как норму: «Хорошо ответил на уроке — родители должны мне что-то купить». И вот первоклассник начинает учиться не ради знаний, а ради выгоды. Поощрять ребенка даже за малые достижения нужно обязательно, но в большинстве случаев это можно сделать с помощью искренних слов восхищения и гордости за него.

Никогда не сравнивайте ребенка с другими. Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть другое! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра.

Адаптация – еще один важный аспект школьной жизни. Одни достаточно легко и быстро привыкают, другие мучительно входят в новую жизнь, испытывая сильнейшее душевное напряжение. В среднем привыкание ребёнка к школе имеет продолжительность от 3 месяцев до полутора лет. Этот период и принято называть адаптационным. Традиционно наиболее значимыми, считается физиологическая психологическая и социальная адаптация к школе.

Чтобы этот период прошел легко и незаметно, нужно готовиться к первому классу заранее. Специалисты отмечают, что у детей, посещающих детский сад, адаптация проходит лучше: они уже имеют представление о том, как выстраивать отношения в коллективе с ровесниками и взрослыми. Детки, которые не посещают детский сад, могут успешно пройти социализацию в развивающих кружках. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать, как думают многие родители. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Что важно сделать перед школой? Самый первый совет – не волнуйтесь, не паникуйте. Отделить свою самооценку от успехов ребенка. Школа – это не суд, где оценивают вас как родителя. Ребенок – это отдельный человек. И его успехи или неуспехи в школе ничего не говорят о вас, как о человеке.

Вы, конечно, можете искренне желать, чтобы ребенок был лучшим из лучших по академической успеваемости. Вопрос только в том, какие способности и возможности заложены в него природой и как вы их развивали. Не взваливайте на детские плечи тяжелый груз обязательств быть во всем первым. Когда ребенок видит, что не соответствует ожиданиям родителей, его самооценка падает, исчезает вера в себя, и это негативно сказывается на желании учиться.

Школьная программа достаточно проста, поэтому с ней могут справиться абсолютно все дети. Вы можете мне возразить, почему же одни учатся на 4 и 5, другие не вылезают из 2 и 3. Вопрос логичный. Отвечу, что корень всех проблем в большинстве случаев нейропсихологический.

Слово нейропсихология сейчас стало очень популярным. Но к сожалению не все родители понимают смысл этого направления.

Приведу пример. У ребенка никак не получается раскрашивать фигуры не выходя за черту, не получается по точкам воспроизвести рисунок и т.д. И чего только не делают родители, чтобы это исправить, а в дальнейшем часами проводят над прописями в слезах, пока не попадают к нейропсихологу. И там малыш ползает, двигает глазками туда-сюда, завязывает пальчиками узелки и т.д. В общем делает какие то непонятные вещи, на первый взгляд никак не связанные с письмом. И через какое то время ребенок аккуратно раскрашивает, без усилий выводит палочки и кружочки. Что произошло? За различные процессы- письмо, чтение счет отвечают разные участки мозга. Эти участки формируются в процессе роста и развития малыша, когда он ползает, бегает, прыгает и т.д.

Делаем вывод: если в процессе развития у ребенка какие то участки мозга развились недостаточно, то это может привести к проблемам в обучении в будущем. Скорее всего у ребенка будут плохо развиты когнитивные навыки такие как память, внимание, мышление. Именно они являются фундаментом любой познавательной деятельности. Повышайте интеллектуальную выносливость ребенка. Раз полноценное развитие мозга напрямую связано с развитием тела, займитесь спортом на сколько это возможно в вашем конкретном случае. Дети, которые мало двигались, а сейчас таких больше половины, имеют проблемы с гормоничным развитием мозга. Ваша задача обратить внимание на состояние здоровья ребёнка. Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, вы на верном пути. Это поможет развивать индивидуальные способности, навыки общения, создать круг друзей и единомышленников. Но во всем нужна мера. Если у малыша нет ни одной свободной минуты с утра до вчера, это грозит эмоциональной и физической перегрузкой и выгоранием.

Подытожим: движение!

- Обязательно перед школой показаться специалистам.

- Приучайте ребёнка соблюдать режим дня.

- Приучайте ребёнка к самостоятельности. Чем раньше вы начнете это делать, тем проще ребенку будет учиться. О какой самостоятельности я сейчас говорю:

1. Навыки самообслуживания, т.е. уметь самостоятельно одеваться, застегивать мелкие пуговицы, завязывать шнурки, самостоятельно занять себя интересным делом, проводить гигиенические процедуры (умываться, чистить зубы, мыть руки).

2. Начните с простых действий, не связанных со школой. Например, договоритесь с ребенком о том круге обязанностей по дому, который ему под силу выполнять от начала до конца самостоятельно без подсказок: убери за собой игрушки, полей цветы, собери папочку со школьными принадлежностями на субботние занятия и т.д.

Другая сторона самостоятельности - брошенный ребенок. Часто слышу от мамочек- я приучаю к самостоятельности. Но нельзя забывать, что перед вами малыш, который очень боится и переживает из-за своей новой социальной роли-будущий первоклассник. Не оставляйте ребенка один на один со своими страхами и переживаниями, и, если ребенок просит вас помочь, помогите.

Другая крайность - это гиперопека. Основная опасность заключена в том, что гиперопека не даёт сформироваться психологическим границам. Когда родители контролируют одну или несколько сфер жизни, ребёнок привыкает к инфантильности: «Родитель всё решит».

Классическая история: дошкольник плачет в пятницу - он забыл сделать рекомендованное задание от учителя, а уже почти полночь. Родители, конечно же, приходят на помощь: контролируют выполнение или даже делают задание за него. Такая модель поведения становится привычной. От нее страдает как ребенок, так и родители, которые фактически учатся вместе с ребенком и недоумевают, как же мы учились самостоятельно, и родители нам не помогали?

Успеваемость ребёнка будет во многом зависеть от того, умеет ли он следовать инструкциям. Учите ребёнка умению владеть собой (не взрываться при неудаче), управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

Учитель регулярно дает ученикам инструкции «посмотрите на доску, откройте тетрадку, прочитайте задание». Если ребёнок не умеет следовать инструкциям, он будет теряться и отставать от других детей, что скажется и на его успеваемости и как следствие нежелание идти в школу.

Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребёнка. До 7 лет идёт интенсивное интеллектуальное развитие ребёнка.

Не опережающее обучение программы 1 класса, а всестороннее развитие Я сейчас перечислю, что необходимо делать. Вы меня спросите, а чему же будет учить школа. Отвечаю: и школа будет учить этому же. Только наши педагоги будут видеться с детьми по субботам, а зарядка для ума нужна каждый день.

• Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);

• Выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;

• Используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение;

• Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;

• Составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;

• Ребенок знакомится с буквами, их печатным изображением, а также звуком, обозначающим конкретную букву. Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать рукописные буквы! Вы либо научите неправильно, либо делаете абсолютно скучной первую половину учебного года в 1 классе;

• Различайте и правильно называйте основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивайте и различайте предметы по величине (больший, меньший) и цвету;

• Считайте вместе с ребенком до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же);

• Определяйте положение предметов на плоскости, с помощью предлогов впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед. Тренируйте руку ребёнка;

• Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаик, паззлы);

• Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

Внимание!При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений. Мы так много говорим о развитии и о учебе. А есть ли место игре? Безусловно! Игра для дошкольника — ведущий вид деятельности. Психологическое и интеллектуальное развитие ребенка возможно только через игру. «Игра» растет вместе с ребенком, развиваясь от автономной формы (до 3 лет) до групповой, с более сложными сценариями (4-6 лет).

Играя, дети учатся дружить! А дружба станет надежной опорой во время адаптации к школе. Ещё игра формирует воображение, фантазию, коммуникативные навыки и когнитивные функции: мышление, память и внимание. Поэтому не спешите отбирать у детей куклы и конструктор: напротив, старайтесь обеспечивать ребенку время для игр.

Перед поступлением в школу надо убедиться, что ребенок достиг достаточной эмоциональной зрелости. Эмоциональная зрелость — это способность выражать свои чувства социально-приемлемыми способами и самостоятельно контролировать эмоции. Часто дети реагируют бурными слезами на обычное замечание учителя. Или злятся, когда учитель отмечает достижения другого ребенка. Это примеры эмоциональной незрелости.

Наблюдайте. Если ребенок еще «не дозрел», не торопитесь отдавать его в школу. Лучше пойти на год позже, ведь эмоции — наш основной инструмент взаимодействия с окружающим миром, они необходимы для усвоения нового опыта. От того, насколько мы владеем этим инструментом, во многом зависит развитие. Для формирования эмоциональной зрелости существуют определенные возрастные нормы, но они довольно мягкие: один ребенок может быть вполне эмоционально зрел в 6,5 лет, второй — сформируется к 8 годам. Например, разозлиться или расстроиться — это нормально и естественно. А как и когда это правильно выразить, ребенку нужно показывать, в основном, на собственном примере. Также ребенок легко чем-то увлекается и теряет внимание к важным вещам. Это не плохо, просто нужно учиться замечать эти импульсы и иногда придерживать. Ведь в школе ему предстоит не отвлекаться на уроках, внимательно слушать учителя, даже если интереснее было бы наблюдать за птицей, сидящей на ветке перед окном.

Идя в первый класс, ребенок уже должен понимать, где его вещи, где чужие, что говорить нужно по очереди, не перебивать, что есть разное время для игр и для занятий, что чувства других важны так же, как его собственные, что общение с учителем и одноклассниками строится по-разному. Конечно, у младших школьников эти навыки еще не всегда сформированы до конца, но объяснять ребенку подобные вещи нужно.

Правильно настраивать ребенка на то, что он будет узнавать новое и интересное, у него появятся новые друзья, социальная роль (ученик/школьник). То есть родителю важно увести вектор внимания от оценок на познавательную деятельность, общение, новые связи и новую социальную роль.

Семья влияет на все процессы, которые происходят с ребенком. Роль родителя — создавать хорошую атмосферу, в которой ребенок найдет то, что максимально отвечает его потребностям развития. И получать удовольствие вместе с ребенком!

Библиографический список

1. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие / Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. - М., «Академия», 2007.

2. Гусейнова, А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. - М.: Ленанд, 2014.

3. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013.

4. Никоненко В.К. Адаптация первоклассников к школе / В.К. Никоненко. – М., 2010.

5. Ускова С.А. Психологическая готовность ребенка к школе / С.А. Ускова. – М.: СФЕРА, 1998.
2023