В основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, при котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника. Поэтому урочная и внеурочная работа учителя должна быть направлена на формирование у учащихся познавательного интереса, потребности узнавать что-то новое. Ученик должен быть вовлечен в процесс обучения, учиться логически мыслить, сопоставлять, классифицировать, обобщать. Необходимо так спроектировать учебное занятие, подобрать такие методы и приемы работы, чтобы пробудить в учениках исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, предоставить условия для осмысления нового материала. Одним из таких приёмов является шестиугольное обучение. Этот метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий. Автором данной методики является англичанин, учитель истории Рассел Тарр. В основе технологии шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек (гексов). Форма шестиугольника выбрана не случайно: благодаря большому количеству граней учащиеся могут проявить творческие способности при работе с ними. Выбирается какая-либо тема, и составляются карточки, каждая из которых отражает один из аспектов темы урока. Шестиугольники соединяются друг с другом определёнными понятиями или событиями, и учащимся необходимо установить эти связи. Учащиеся, работая с шестиугольниками, анализируют учебный материал, творчески его переосмысливая, получают возможность создания собственной классификации и при этом ничем не ограничиваются в своих размышлениях. При использовании подобного метода они способны сами вносить коррективы в свою деятельность и нести ответственность за принятое решение. Как можно использовать технологию шестиугольного обучения? 1. Получение детьми учебного материала, записанного 2. при помощи гексов. 3. Заполнить пустые шестиугольники (выражение мнения обучающихся по проблеме) 4. Индивидуальная и групповая работа 5. Маркированные шестиугольники 6. Складывание коллажа из гексов с изображениями 7. Предложение нескольких ключевых смысловых отрывков с заданием Для того чтобы облегчить распечатку шестиугольников Тарром Расселом был создал шаблон (https://www.classtools.net/hexagon/), которым может воспользоваться каждый учитель. – На этой платформе много функционала и один из них это создание шестиугольников. ✔︎ Пройдите по ссылке https://www.classtools.net/hexagon/ ✔︎ В поле Title напишите название, например темы или урока ✔︎ В поле Description – описание, но это необязательно ✔︎ В поле Text впишите слова, вставьте изображения, которые окажутся в шестиугольниках ✔︎ Нажмите кнопку Word и распечатайте готовый рабочий материал. Осталось только разрезать. У данного метода множество плюсов: 1. Сотрудничество. Эта технология позволяет ученикам в процессе обучения сотрудничать в парах и группах, создавать, общаться и критически мыслить, а это требуемые навыки XXI века. 2. Модификация. Использование шестиугольников наглядно оживляет урок любого предмета. Причём, их можно модифицировать на любую тему или предмет: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир и др. 3. Интерактивность. Технология привлекает к обучению каждого ученика, занимательность и интерактивность заданий вызывает большой интерес у ребёнка. 4. Запоминание объёмного материала происходит быстро и легко. 5. Эффективная систематизация материала. У каждого учащегося при сборке мозаики из шестиугольников складывается своя неповторимая система знаний, что служит реализации деятельностного и дифференцированного подходов к обучению. 6. Технологию можно адаптировать к любой возрастной категории. Её можно применять не только на обучающих и внеурочных занятиях, но и на собраниях родителей, в начальной и средней школе. 7. Эффективная реализация развивающего потенциала конкретного урока. Минусы шестиугольного обучения– Что мешает применять метод шестиугольного обучения на уроках? 1. На подготовку уходит много времени. 2. На начальной стадии применения метода не все ученики активно включаются в работу. 3. В процессе групповой работы возникают затруднения в коммуникации. Технология шестиугольного обучения за короткое время помогает обобщить и систематизировать учебный материал. Учащиеся получают возможность собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной задаче. Заполняя шестиугольники, они сами выбирают, как их соединить. Может получиться цветочек, линия, соты и другие фигуры. При изучении нового материала учащиеся могут сделать неожиданные выводы. Систематическое применение на практике технологии шестиугольного обучения позволило мне развить у учащихся такие навыки, как логическое мышление и творческие способности.