Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Бронников Д.В. Коструирование приемов активизации познавательной деятельности студентов на примере дисциплины «Основы мастерства актера»

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf

Высший колледж культуры им.Акана серэ, г.Кокшетау, Республика Казахстан

Статья посвящена особенностям конструирования приемов познавательной активности студентов по дисциплине «Основы актерского мастерства» специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество». Необходимость и актуальность изучения проблемы активизации познавательной деятельности студентов. Методы и приемы, используемые на занятиях по актерскому мастерству.
Ключевые слова: актерское мастерство, театральная педагогика, приемы развития познавательной активности.

COSTURING RECEPTIONS TO ACTIVATE THE COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS ON THE EXAMPLE OF THE DISCIPLINE "BASES OF ACTOR MASTERY"

D.W. Bronnikov

Higher College of Culture named after Akan Sere, Kokshetau, Republic of Kazakhstan

The article is devoted to the peculiarities of designing the methods of students' cognitive activity in the discipline "Fundamentals of acting," specialty "Socio-cultural activities and folk art." The need and relevance of studying the problem of enhancing students' cognitive activity. Methods and techniques used in classes in acting.
Keywords: acting, theatrical pedagogy, methods of development of cognitive activity
Воспитание будущих актеров и режиссеров в театральной школе не может происходить по раз и навсегда принятым принципам и программам, оно должно оперативно изменяться вместе с развитием Театра и отвечать насущным требованиям Времени. Поэтому, воспитание каждого нового курса необходимо осуществлять с позиций творческого поиска и эксперимента, опираясь на передовой опыт театральной педагогики и достижений современной науки.
Современный театральный процесс, настоятельно требующий от актеров и режиссеров высокого профессионализма, обязывает театральную педагогику искать новые средства, эффективные методики и приемы для развития познавательной активности студентов. [1]
Для правильной активизации познавательной деятельности студентов необходимо выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей личности.
Проблема развития познавательной активности - одна из приоритетных задач в педагогике. Проблему познавательной активности рассматривали в своих трудах философы (М.К. Мамардашвили и др.), психологи (Б.Г.Ананьев, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина и др.), педагоги (Ю.К. Бабанский, А.А. Вербицкий, И.Я Лернер, А.К. Маркова, К.Д. Ушинский, И.Ф. Харламов и др.). В статьях, многочисленных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а со временем была определена как центральная педагогическая проблема.
Познавательная активность выступает как условие формирования у студентов потребности в знаниях, овладении умениями отбора и анализа, для обеспечения глубины и прочности знаний.
Познавательная активность студентов в процессе обучения тормозится рядом факторов. Среди них важное место занимают субъективные: пассивность, характерологические особенности студентов и преподавателей и другие негативные состояния личности, что является причиной неуспеваемости в обучении.
Объективные факторы, в свою очередь, обусловлены качеством организации учебного процесса. Создать условия, которые способствовали бы формированию у студентов познавательной активности – это путь, который обеспечит всестороннее развитие личности [2].
Активизация преподавателем познавательной сферы студентов происходит на основе понимания основных свойств психики человека и использования
специальных приемов управления его психической деятельностью. Познавательная активность как ситуативное состояние студента в определенный момент деятельности проявляется в готовности реагировать на значимые для него сигналы. Эта готовность указывает на нахождение его психики в актуальном состоянии для восприятия и усвоения учебного
материала [4].
Прежде чем подойти к изучению темы конструирования приемов, необходимо разобраться, что же такое «конструирование», «метод» и «прием». Конструирование - (от лат. construo – строю, создаю), процесс создания модели чего – либо, в процессе обучения – это средства углубления и расширения полученных теоретических знаний и развитие творческих способностей, детализация созданного педагогического проекта, приближающего его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательного процесса.
Метод – способ теоретического или органического существования чего-либо, т.е. путь исследования или познания, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Прием - элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.[3]
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, отделение прогноза и разработку проекта деятельности.
Использование приемов активизации познавательной деятельности
способствует оптимизации обучения и сохранению энергоресурсов организма студентов без насилия над личными желаниями.
При проведении различных видов занятий по актерскому мастерству используются разнообразные приемы активизации познавательной деятельности студентов.
Основные показатели педагогического мастерства - умение преподавателя организовывать и управлять познавательной деятельностью студента, с учетом его возможностей и способностей. Выбранные преподавателем методы, приемы и технологии преподавания, позволяют достичь поставленных учебных и воспитательных целей. Опыт наблюдения за студентами выявил, что одни студенты всегда активны, быстро и с интересом выполняют любые упражнения и тренинги, а другие – пассивны и инертны. Поэтому перед преподавателем стоит такая задача: так организовывать процесс обучения, чтобы у всех студентов был высокий познавательный интерес и активность.
Для создания творческой активности важно глубоко продумать содержание учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях. Положительные эмоции и волевые усилия стоят у истоков активного познания. Поэтому необходимо на занятиях по актерскому мастерству поддерживать любопытство и поощрять любознательность, инициативу. Для этого могут быть использованы такие приемы стимулирования познавательной активности, как соревновательный прием - отыскания ответов на интересующие вопросы и приобретение опыта; критериальное оценивание на занятиях.
Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что обучающийся должен учиться сам. Роль преподавателя – осуществлять управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, активизировать, координировать, консультировать его деятельность.[5]
Приемы познавательной активности используются при выборе тех или иных методов обучения, стремящихся к продуктивному результату.
Выбор методов активизации обучения также зависит от типа занятия, его учебно-развивающих и воспитательных целей и задач, от содержания занятия. Группа методов стимулирования подразделяется на большие подгруппы [5]: методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание в обучении; использование игровых форм организации учебной деятельности; постановка системы перспектив. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска, методы формирования ответственности и обязательности. Методы и приемы формирования ответственности в учении опираются на методы профессионального воспитания, что само по себе подчеркивает единство процессов обучения и воспитания. Мотивы долга и ответственности формируются на основе при­менения целой группы методов: разъяснения лично­стной значимости учения и приучения к выполнению требований оперативного контроля. Методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся: наибольший эффект дают такие методы, как: игровые методы, творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, методы организации взаимодействия студентов и накопления социального опыта, технология «Обучения в сотрудничестве», создание креативного поля - ключ творческого метода.[6]
Приемы, которые могут помочь преподавателю реализовать эти методы для воспитания активной творческой личности на теоретических занятиях:
- риторические вопросы;
- наводящие вопросы;
- контрольные вопросы;
- экстрараздражители (звуковые эффекты);
- конспектирование;
-«умышленная ошибка»;
- «провал памяти»;
- «активное ассистирование»;
- антиципации;
- «эхо»;
- «резюме»;
- «развитие идеи»;
- «уточнение»;
- эмоциональное повторение услышанного.
В обучении дисциплины актерского мастерства хорошо вписываются все перечисленные приемы, но необходимо добавить еще и специфические приемы:
- упражнения на все виды элементов актерского мастерства;
- художественные задания для проверки актерских и режиссерских способностей;
- тренинги на развитие актерских способностей;
- анализы просмотренных работ (этюды, отрывки и эпизоды постановок);
- участие в мастер-классах профессиональных актеров, фестивалях и творческих конкурсах;
- использование приема показа, подсказки и объяснения в творческой работе студента.
Так при методе развития творческих способностей и личных качеств студентов конструируются такие приемы, как художественные задания для проверки специальных творческих данных. Цели этих приемов развитие способности к образному, метафорическому мышлению, пластическому видению через выполнение следующих заданий и тестов: «Оригинальная подпись» (студенту предлагается сюжетная фотография, ему необходимо дать оригинальную подпись под фотографией), «Звуки и впечатления» ( прослушав серию звуков, различных по характеру, студент рассказывает об ассоциациях и образах), «Абстракция» ( сделать этюд на произведения абстрактной живописи, и дать ему название), «Мой город» (дать яркую, образную характеристику городу, в котором живешь) и т.д. Это только часть заданий, которые развивают образное метафорическое мышление, и помогают студентам выполнять работу с интересом. По мере развития этих способностей усложняются и задания.
Таким образом, познавательная активность студентов рассматривается как целенаправленное сложное образование личности, которое приобретается, закрепляется и развивается под влиянием самых разнообразных факторов,
в том числе под влиянием личности преподавателя, выбранной им методики
преподавания — совокупности приемов и методов активизации учебно-познавательной деятельности.
Использованная литература
1.       Шангина Е.Ф. Выявление и развитие актерских и режиссерских способностей.// М. – 1993. – с.5-6.
2.       Астахова Е. Познавательная активность студентов: поиск форм
оптимизации Текст. / Е. Астахова // Альма-Матер. — 2000. — № 11. — С. 29—32.
3.       Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог.техникумов и студентов инженерно- педагогических специальностей.//Екатеринбург: Деловая книга. – 1999. – с. 100
4.       Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя Текст. / А.К. Маркова [и др.]. М.: Просвещение, 1990. — 190 с.
5.       Петровец Э.Р. Активизация познавательной деятельности учащихся. 2014
6.       Чуреева Л. А. Активизация познавательной деятельности студентов медицинского колледжа на практических занятиях профессионального модуля как условие успешности обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 424–433. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76559.htm.
2019