НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Красноперова И.А. Система работы детского сада по духовно-нравственному развитию и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что экономические достижения государства и материальное благосостояние граждан, сами по себе, не гарантируют духовное и нравственное развитие общества. Именно на основе прочного духовно-нравственного фундамента складывается устойчивый менталитет нации, обеспечивающий ее историческую жизнеспособность. Нация, утратившая свою духовно-нравственную, национально-культурную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами истории. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций и норм общественной жизни, сохранения культурного достояния всех народов России.
В связи этим «…Содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».
Сегодня духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях, которые в первую очередь формируются в семье. Но только система образования способна обеспечить системное, последовательное и осознанное духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. В нашем детском саду одним из направлений работы вариативной части основной образовательной программы является духовно – нравственное развитие, патриотическое воспитание детей.
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, и чувство уважения к своему народу у него проявляется в восхищении им. Именно это чувство необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению дошкольников с родным городом и страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Поэтому сегодня мы поговорим о системе работы в этом направлении в нашей дошкольной организации.
Работа носит комплексный характер и является составной частью образовательного процесса и осуществляется администрацией, педагогами, родителями, как в организованной образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности в режимных моментах. Заведующий ДОУ и старший воспитатель – создают необходимые условия работы, организуют педагогический процесс, стимулируют повышение педагогической и родительской компетентности.
·           Воспитатели – создают предметно-развивающую среду, проводят режимные моменты, организованную образовательную деятельность и приобщают дошкольников к истории и культуре своей малой Родины с помощью разнообразных методов. Включают народные подвижные игры, двигательные упражнения в организованную образовательную деятельность по физическому развитию детей, а также на прогулке, в развлечениях, праздниках, досугах.
·           Музыкальный руководитель – включает народные хороводные, подвижные игры, фольклор, предметы быта в организованную образовательную деятельность по музыкальному воспитанию детей, а также в развлечениях, праздниках, досугах.
·           Родители – принимают участие в создании предметно-развивающей среды, в посещении музеев, участвуют в праздниках, развлечениях. Принимают активное участие в конкурсах и акциях.
Эффективность работы определяется вариативностью, многообразием используемых средств, методов, активизирующих разные каналы восприятия, интериоризацию культурных ценностей. Важнейшим условием грамотной организации работы можно выделить:
- создание соответствующей предметной, пространственной и социальной развивающей среды;
- организация активной, соответствующей возрасту и интересам детей разновидовой деятельности;
- достаточный уровень психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей;
- высокий профессионализм и социально педагогическая компетентность воспитателей и специалистов;
- тесная связь и взаимодействие с различными социальными институтами воспитания;
- обеспечение преемственности на разных этапах;
- ориентация в постановке решения задач на социальный заказ.
Исходя из этого, нашим дошкольным учреждением была определена цель:
сохранение духовно-нравственного и физического здоровья детей, через приобщение их к нравственным и духовным ценностям народа, изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края.
Работа по данному направлению включает целый комплекс задач:
1. Создать в ДОУ необходимые условия для организации работы по духовно - нравственному, патриотическому воспитанию.
2. Повысить профессиональный уровень педагогов, психолого-педагогическую компетентность родителей.
3. Обеспечить образовательный процесс необходимой художественной и педагогической литературой.
4. Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
5. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
6. Воспитание уважения к труду.
7. Развитие интереса к народным традициям и промыслам.
8. Расширение представлений о городах России.
9. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
10. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
11. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию в рамках нашей модели выстраивается с использованием основной образовательной программой детского сада, уточненных в ценностно-целевом контексте примерных основных образовательных программ дошкольного образования и проработанных в методическом отношении парциальных программ по духовно-нравственному воспитанию на основе традиций отечественной культуры. В пакет программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников мы включили: основную образовательную программу детского сада, дополнительные (парциальные) программы, региональные программы, методические пособия (приложение 1),
Программы предусматривают в соответствии с возрастными особенностями детей знакомство детей:
- с устным народным творчеством, фольклором, народными праздниками, народными играми;
- с достопримечательностями своей малой Родины: памятниками, парками, архитектурой
- со столицей Башкортостана и родным городом, их характерными особенностями, нашедшими отражение в гербах городов.
- с народами (национальностями), проживающими на территории Башкортостана: башкиры, русские, татары, чуваши. Знакомство с костюмами, традициями, декоративным промыслом.
Авторские методические разработки педагогов ДОО:
-календарное планирование народных подвижных игр по возрастам,
-планирование календарных праздников «Осенины на Руси», «Встреча жаворонков», «День рябины», «День народного единства», «День воды», «Сабантуй» и т.д.,
-программа по дополнительному образованию «Чувашский язык»,
-проекты «Сырная неделя», «Красная книга Белебеевского района», «Сердце семьи»,
-разработка материалов Республиканской олимпиады «Экодетсво»,
-разработка маршрутов экскурсий: «Воинская слава», «Родники Земли Белебеевской», «Памятники природы г. Белебея и Белебеевского района», «Литературный Белебея», «Белебей – территория для детей», «Предприятия - бренды города», «Улицы, названные в честь земляков».
При планировании работы большое внимание уделяем предметно-пространственной развивающей среде детского сада. Находясь в образовательном пространстве, система работы зависит от него, поэтому образовательное пространство является специфических условием и фактором существования и развития системы работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей. Поэтому территория детского сада ежегодно обновляется малыми формами, цветочными композициями, чтобы дети с радостью бежали утром в детский сад.
В методическом кабинете подобраны парциальные программы. Картинный материал, методические разработки, куклы в национальных костюмах и т.д. Имеется копилка экскурсионных маршрутов по разным направлениям в виде интерактивных ссылок на карты и брошюры с QR кодами с зашифрованной информацией об объекте. Данные маршруты пользуются популярностью, как у педагогов, так и у родителей.
В группах организованы Центры патриотического воспитания, которые постоянно пополняются в зависимости от возраста детей и тематических недель материалами по краеведению, ознакомлению с родным краем. Подобраны дидактические игры, альбомы для формирования представлений о своей семье, профессиях, культурных и национальных традициях. Оформлены семейные альбомы, по которым дети с удовольствием рассказывают про семейные традиции. Есть и художественная литература. Популярностью пользуются сказки, которые прививают нравственные ценности, добро, дружбу, взаимопомощь. Фольклор формирует любовь к традициям своего народа. Педагоги освоили технологию макетирования. ППРС обогатилась макетами на разные темы. Они все мобильны и интерактивны. Дети расставляют содержание макета по своему желанию, либо исходя из задания педагога. Этим решается множество образовательных задач. В игровом уголке имеются необходимые атрибуты для организации и проведения сюжетно-ролевые игр, многообразие настольно-печатных и дидактических игр по ознакомлению с родным городом и республикой.
В содержание работы мы взяли за основу «Человека», получились такие разделы: «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам.
Раздел 1. «Человек среди людей»: «Я – Человек», «Я – мальчик, я – девочка», «Мужчины и женщины», «Моя семья», «Детский сад – мой второй дом».
Раздел 2. «Человек в истории»: «История семьи», «История детского сада», «Родной город», «Родная Республика», «Родная страна», «Моя земля».
Раздел 3. «Человек в культуре»: «Культура народов».
Раздел 4. «Человек в своем крае»: «История родного края», «Знаменитые люди», «Основные достопримечательности».
Система работы с детьми по ознакомлению с родным краем построена с учетом принципа постепенного перехода от более узких понятий близких ребенку, личностно значимых, к более широким понятиям - культурно-историческим фактам.
Успеха в этой работе можно достичь только, если сам воспитатель будет знать историю жизни своего народа и любить свой народ. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Чтобы воспитатели могли реализовать на практике принципы, цели и задачи данного направления, они должны иметь высокий уровень профессионализма, владеть педагогическими компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей. Для этого в ДОО действует внутренняя система повышения квалификации педагогов «Школа роста». Педагоги изучают современные педагогические технологии, такие как Квест, макетирование, моделирование, технология проектной деятельности, ментальные карты, информационно-коммуникационные технологии - Microsoft Mouse Mischief. На семинарах и мастер-классах обмениваются опытом. Среди педагогов проходят «Конкурсы чтецов», «Моя любимая книга» в рамках встреч «Литературная гостиная», «Театральный вечер», фотоконкурс «Красота родного края».
Педагоги активно представляют свой опыт на разных уровнях. Так, обобщен опыт по изучению чувашского языка в рамках дополнительного образования на совещании руководителей дошкольных организаций, представлен опыт работы по ознакомлению дошкольников с родным краем на муниципальном семинаре старших воспитателей.
Педагоги участвуют и побеждают в конкурсах. Например, победы в муниципальных конкурсах: «Радуга проектов» с проектом «Красная книга Белебеевского района», 1 место «Воспитатель года» в номинации «Воспитать человека» (Горбунова В.Р.), 2 место в конкурсе методических разработок «Новый взгляд» в номинации «Духовно-нравственное воспитание» (Никифорова С.И.), коллектив стал победителем в конкурсе «Город на ладошке» (макет «Парк мечты») и победителем муниципальной экологической акции «Елочка».
Отмечен хороший уровень подготовки методических материалов в Республиканской олимпиаде «Экодетство». Детский сад активный участник акций: «Лучший репортаж с площадок Всероссийского экологического субботника «Зеленая Россия», Всероссийский экологическом конкурс ЭКО-DRIVE, принял участие во флешмобе, посвященному Всемирному дню водных ресурсов в рамках Всемирного мероприятия «Голубая лента - 2018». 3 место (Кузьмина Е.В. Красноперова И.А.) по мнению журнала «Детский сад будущего. Галерея творческих проектов» занял проект «Сырная неделя».
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность духовно-нравственного развития ребенка при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
В основной образовательной программе детского сада даются примеры проведения организованной образовательной деятельности и методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала, рекомендации по планированию работы педагогов и специалистов дошкольного учреждения, а также предложения по взаимодействию с родителями воспитанников. Музыкальными руководителями разработано: перспективное планирование по использованию народных хороводных игр в различных формах работы с детьми, составленное на основе общеобразовательной и парциальных программ, методические разработки: конспекты развлечений, праздников, досуги, других образовательных мероприятий, перечень различных видов народных, хороводных игр (русские, чувашские, мордовские, татарские), где указываются цели, содержание игры, используемое оборудования и пособия. Проводятся «Осенины на Руси», «День народного единства», «Масленица», «Встреча жаворонков» «Сабантуй».
Разработан перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, используя разнообразные формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказом по картинкам, тематическим альбомам, экскурсии и пешеходные прогулки, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры. Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города. Наш город богат достопримечательностями и памятниками, к которым мы организуем экскурсии и пешеходные прогулки.
В своей работе мы активно используем дидактические игры, которые помогают не только закрепить полученные знания о семье, городе, но и узнать много нового.
В течение учебного года во всех группах ДОУ, с детьми в возрасте от 2 до 7 лет в соответствии с перспективным планированием проводится организованная образовательная деятельность для детей, а при календарном планировании включается региональный компонент в различных видах деятельности.
Закрепление полученных знаний о краеведение, культурных традициях народов Башкортостана проходит в режимных моментах, в развлечениях, праздниках.
Во всех формах работы с детьми используются различные методы и приемы работы по данному направлению: чтение произведений устного народного творчества, рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедий, проведение экскурсий по городу, бесед.
Педагоги стараются разнообразить формы работы с детьми. Одной из форм работы является в участие в конкурсах. Наши дети в этом году стали победителями муниципального и регионального этапа Всероссийская акция «Зеленая планета» номинация «Вековые традициии» (Хасанов Амир, Гусев Сергей), 2 и 3 место в литературном конкурсе «Легенды родного края», участие «Звездопад» в номинации «Хореография» с танцем «Алые зори» о первых днях войны. 10 детей участвовали в конкурсе изобразительного искусства «Счастливы вместе», посвященного Году семьи в Республике Башкортостан. 32 семьи участвовали в акции МБОУ «Ровесник» «Подари игрушку елке». Медведева Арина, Гордеева Яна сочинили добрые сказки для участия в III Открытом Республиканском детском литературном конкурсе «Родник». Участие Всероссийский конкурс Конкурс чтецов «Литературная Россия» (7 участников, Алексеева Ульяна 3 место, Павлова Юля 2 место)
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в семье, в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Не только в формате отдельных показательных занятий, но и во всем процессе апробации модели духовно-нравственного воспитания детей приоритетной организационной задачей детского сада было объединение с семьей в создании единого социокультурного контекста воспитания и развития ребенка. В процессе взаимодействия с родителями педагогические коллективы базовых дошкольных образовательных учреждений решаем следующие содержательные задачи:
– изучение особенностей семей воспитанников и традиций семейного воспитания с одновременным ознакомлением родителей со спецификой реализуемой дошкольным образовательным учреждением модели духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции;
– включение родителей в процесс совместной реализации воспитательных программ социокультурной направленности (привлечение к участию в подготовке и проведении праздников и досугов, реализации социально-значимых проектов);
– повышение педагогической культуры родителей и создание единого ценностно-смыслового контекста воспитательного взаимодействия посредством реализации плана работы с родителями;
– организация межсемейного социокультурного взаимодействия в формате «Родительского клуба»;
– создание условий для привлечения родительской общественности к участию в управлении деятельностью дошкольного образовательного учреждения.
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников осуществляется как непосредственно, так и опосредованно, через использование различных визуальных средств информационного, методического и дидактического характера (тематических выставок, стендов, газет, тематических листков, памяток, наполнение информационных и содержательных разделов сайта детского сада); «переписку» с родителями посредством использования материалов диагностического характера. На первых порах информационные и раздаточные материалы подготавливались педагогами дошкольных учреждений с привлечением родителей к поддержанию в рабочем режиме визуальных средств, но со временем родители активно включались в социокультурное наполнение предметно-образной и информационной среды детского сада. Наиболее действенными формами непосредственного взаимодействия педагогов и родителей в процессе реализации модели духовно-нравственного воспитания дошкольников оказались совместные социально-педагогические и психолого-педагогические семинары, социокультурные тренинги, круглые столы, практикумы, заседания педагогической гостиной, родительского клуба, общее обсуждение и анализ развивающего и воспитательного потенциала различных форм социокультурной деятельности педагогов и родителей с детьми. Использовались и традиционные родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации, но эти формы общения с родителями педагоги базовых детских садов также старались проводить в режиме диалога. В практике экспериментальных дошкольных образовательных учреждений сложился особый формат совместной деятельности с семьей в рамках реализации модели духовно-нравственного воспитания. Совместное творчество в выборе содержания, поиске форм и методов развития ценностно-смысловой сферы детей, обогащения их внутреннего мира объединяло педагогов и родителей.
Родители являются активными участниками педагогического процесса. Организованные родительские клубы на тему: «Семейные реликвии», «Айгуль» талантами богата», показали значение знания своих традиций и разнообразие увлечений родителей. По итогам родители провели мастер-классы с детьми по рисованию, пластилинографии, вязанию, бисероплетению. Активно привлекаются родители к участию в акциях. Например, в акции «Птичье кафе», главным условием было создать кормушку для птиц совместно с ребенком, повестить около своего дома и вести дневник наблюдения за птицами, это способствовало сближению родителей и детей. Фотоконкурсы «Лучшие выходные семьей», «Мамин помощник», «Мы с папой так похожи», «Лучшие выходные с бабушкой и дедушкой». К 9 мая в группах создали альбомы, посвященные участникам Великой Отечественной войны, дети рассказывали о своих предках с гордостью. Семья Дмитриевых приняли участие в муниципальном конкурсе «Молодая семья - 2018».
Особым вниманием пользуются у родителей, разработанные в этом году, туристические маршруты по разным направлениям. Интерактивные карты «Воинская слава» 4 маршрута (разработчик Ильтыбаева Г.Г.) - ссылка https://goo.gl/EBijmq и «Памятники природы и родники города Белебея и Белебеевского района» (разработчик Красноперова И.А.) - ссылка на маршрут https://drive.google.com/open?id=1o28kprBC5RTZOBmQobex8VNg0sBssKGO&usp=sharing
Буклеты с маршрутами, разработанные творческими группами: «Родники Земли Белебеевской», «Памятники природы г. Белебея и Белебеевского района», «Литературный Белебея», «Белебей – территория для детей», «Предприятия - бренды города», «Улицы в честь земляков». Особенностью этих экскурсий является закодированная информация об объектах маршрута QR кодом. Это придает интерес детям при изучении родного города. Родители и дети оставляют положительные отзывы и благодарности.
Налаживание социокультурного взаимодействия тоже имеет свои плоды. Мы тесно сотрудничаем с историко-краеведческим музеем, художественной галереей, библиотекой, Центром национальных культур, эколого-биологическим центром и т.д. Это сотрудничество обогащаем образовательный процесс.
Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система работы по духовно-нравственному развитию и патриотическому воспитанию дает положительные результаты, способствует формированию у детей положительного отношения к миру, к родному краю, городу, Республике, России. Обогащает сознание детей интересными содержательно-упорядоченными сведениями. Стимулирует развитие познавательной активности. Раскрывает творческий, интеллектуальный потенциал детей. Помогает принять приобретенные знания в новых ситуациях, в повседневной жизни. Воспитывает гражданина своей страны.
Этот материал не исчерпал всех вопросов по разработке системы работы по ознакомлению дошкольников с родным краем, проблем развития и воспитания детей дошкольного возраста по данному направлению. Перспективы дальнейшей работы связаны с изучением особенностей организации педагогического процесса в условиях образовательного пространства, разработкой программ и технологий воспитания, построения педагогических систем, формирования мотивационных основ семейных ценностей. Педагогическая деятельность - бесконечный процесс и любой достигнутый в ней результат является началом непрерывного поиска.
2018