Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Дуганец Н.А. Технология эвристического обучения как один из методов рождения знаний на уроках русского языка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf


Построение учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка как партнерства педагога и учеников может быть успешно реализовано при решении эвристических задач. Усвоение учебного материала оказывается погруженным в общение, обмен действиями и инициативами, т.е. непосредственное взаимодействие учащихся с учителем и между собой, изменение позиций участников.
К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, интерактивные формы обучения, творческие проекты, защиты. Рассмотрим их особенности.
Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся. Например:
- изобрести свои буквы, предметы на заданную или выбранную учениками букву, животных, государство и даже планету; придумать символ или знак для обозначения частей речи.
- дать определение изучаемому понятию, вывести алгоритм изучения;
- сочинить сказку, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги);
- составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников;
- придумать образ - рисуночный, двигательный, словесный; «оживить» буквы, слова; перевести образ с одного языка на другой;
- изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, фотографию, берестяную грамоту.
Приведу примеры из своей практики.
В 1 классе при знакомстве друг с другом я использую метод «вживания» - (посредством чувственно-образных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект).
Даю детям задание: изучить свое имя. Какого оно цвета? Какой у него характер? Предлагаю нарисовать свое имя.
На уроках обучении грамоте использую метод смыслового видения. Например, «Цветопись».
Предлагаю детям одеть буквы в цветные платья. Интересуюсь, где еще в жизни можно использовать цветные буквы. (Ученые доказали, что за каждой буквой закреплен свой «оттенок»)
В конце первого класса я применяю метод символического видения.
Предлагаю детям задание: нарисуйте символ русского языка. Поясните свой рисунок.
Со 2 класса использую метод образного видения.
Такой метод развивает у учеников образные подходы к познанию.
Например, известно, что памятники воздвигают не только в честь знаменитых людей. Есть памятники картошке, обуви, животным. Недавно в России появился памятник букве Ё. А какому слову предлагаешь поставить памятник ты? Объясни свой выбор и опиши, как будет выглядеть твой памятник
Так же использую метод придумывания (при изучении частей речи)- создание нового, не известного ранее продукта в результате определенных умственных действий. Игра «Жидкие слова».
Предлагаю вспомнить нежные слова. Интересуюсь, а могут ли быть твердые, жидкие, воздушные, чудные? Предлагаю привести примеры таких слов. Пояснить, по каким признакам определяют характер слова?
Метод «Если бы». С 3 класса на уроках русского языка предлагаю ученикам составить описание или нарисовать картину, что произойдет, если в мире вдруг все люди стали безграмотными или вдруг исчезнут все гласные,
если бы я был директором школы …
При закреплении темы «Состав слова» использую метод гиперболизации. Предлагаю игру «Самые- самые слова».
Придумай свои новые слова, в которых может быть сразу два корня или больше. Чтобы в данных словах было как можно больше морфем (олимипиадолюбка)
Метод морфологического ящика
В классе находится «Морфологический ящик» (большой конверт для творческих работ учащихся»).
Даю задание: составить словесный портрет одной из частей речи. Можно нарисовать получившийся «портрет».
С 3 класса работу с детьми над фразеологизмами строю следующим образом. Ученики очень любят изобразительное творчество, поэтому предлагаю нарисовать фразеологические обороты, а одноклассникам отгадать, что хотел сказать автор рисунка. (Наиболее любимы изображения: “уши развесить”, “повесить нос”, “вешать лапшу на уши”, “сердце в пятки ушло”, “дело в шляпе”, “кот наплакал”).
В 4 классе на уроках русского языка при работе с синонимами использую следующие приемы.
Задание детям: подобрать синонимы к слову «талантливый». Этими словами дать характеристику своего состояния во время урока, располагая слова в порядке возрастания. Или напишите рассказ на тему "Движение". В каждом последующем предложении такого рассказа должно происходить усиление движения, выраженное с помощью глаголов. Например: "Черепаха ползет. Путник шагает. Собака бежит…". Предложения могут быть распространенными.
Знаете ли вы, что из вашего «ФИО» можно сделать шедевр? Напишите свою фамилию, имя, отчество. Из данных букв составьте как можно больше слов любых частей речи. Из полученных слов составь рассказ про себя или другую тему. Можете добавлять и другие слова, но их должно быть как можно меньше. Для проверки, достигнута ли цель, поставленная перед данным уроком, предлагаю провести игру «Вася, ты не прав»:
- Ребята, представьте, что живет мальчик Вася и вот как-то раз:
Вася по лесу гулял,
Шишки ножкою пинал.
«Не пойду я на урок,
Ну, какой мне в этом прок!
Без того я и умен,
На работу очень скор,
Маме, папе помогаю,
А учиться не желаю.
Разговаривать и так
Без учёбы я мастак.
Что ещё учить слога,
Ударенья – чепуха!
Проживу без ваших правил!
Пусть хоть кто меня поправит!»
Придумайте ответ Васе, не обязательно в стихах, который бы начинался так: «Вася, ты не прав!»
Таким образом, использование эвристических задач на уроках русского языка отвечает тенденциям современного образования: активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию их интеллектуального, творческого потенциала, позволяет формировать у обучаемых мотивацию учения, а также ряд компетенций: языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую.
Библиографический список
1.        Кудрявцев Т. В. Эвристическое обучение: истоки, сущность, перспективы / Т. В. Кудрявцев. - М.: Знание, 1991. -125 с.
2.        Махмутов М. И. Эвристическое обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 367 с.
E-mail: gimnazia2018@bk.ru


2018