НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Савинова Н.С. Работа по развитию детской одаренности

Оригинаqaл материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


В 21 веке, чтобы понимать и хорошо знать принципы устройства и использования техники, необходимы математические знания. Дети должны не только решать те или иные задачи по математике, но и уметь применять их в различных жизненных ситуациях.
В каждой семье родителям хочется, чтобы их ребенок был одаренным. Но как это сделать? Как найти такого ученика? Но, мы, учителя стараемся, ведь сейчас существует даже президентская программа с одаренными детьми. Перед каждым учителем стоит основная задача- способствовать развитию личности ребенка. Сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленным на развитие способностей детей. В учреждениях образования создаются условия для развития одаренности. Одаренный ребенок-это тот, который выделяется яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Я работаю в сельской школе. К сожалению, у наших детей нет возможности выбрать себе школу, профиль обучения, который бы соответствовал интересам, способностям и возможностям ребят. Поэтому мне на уроке приходится решать задачу одновременного обеспечения успешности каждого учащегося: и слабоуспевающего, и с ярко выраженными математическими способностями. Решение этой проблемы я вижу в использовании разноуровневого и индивидуального подходов к обучению математики.
Одаренные ученики отличаются от своих сверстников особыми математическими способностями: они обладают хорошей сообразительностью, смекалкой, быстрее, чем другие переходят от конкретного к отвлеченному, быстро делают обобщения. На уроке к таким детям я предъявляю повышенные требования, предлагая обосновывать свои ответы, точно выражать свои мысли, дать оригинальное решение задачи, привлекаю на помощь других учащихся.
Чтобы решить проблемы диагностики, формирования, углубления и развития способностей одаренных детей, на мой взгляд необходимо использование комплексного подхода: использование психолого-педагогические мониторинги, включать различные формы работы (парную, групповую, индивидуальную). Я с ребятами делаю проекты. Пишем научно-исследовательские работы, участвуем в олимпиадах, викторинах, конкурсах, тестированиях. Также используем ИКТ технологии для обучения, работаем по индивидуальным планам. А на уроках математики развиваю способности одаренного ребенка через решение задач повышенной трудности, применяем вместе с детьми их в жизненных ситуациях, решаем задачи различными способами и выбираем наиболее рациональные.
Думаю, что в каждой школе (будь она сельская, как наша) выработана своя система работы с талантливыми детьми. Наша ГБОУ СОШ (ОЦ им В. Н. Татищева) села Челно-Вершин не является исключением. Это работа математического кружка «Магия математики», участие в тематических вечерах, олимпиадах, конкурсах различных уровней.
Одаренность –это талант. Нашему обществу очень нужны одаренные дети. Чтобы их выявить, многое зависит не только от школы, но и от семьи. Членам семьи нужно вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача школы- поддержать его и развить эти способности. На протяжении всех лет своей педагогической деятельности я уделяю внимание развитию и воспитанию одаренных детей.
Как я их выявляю? Эти дети любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
На уроке я использую творческие и занимательные задачи, задачи-разминки (на них уходит одна минута). В случае затруднения- подсказываю, подробно разбираем эти задачи. Рассматриваем занимательные задачи, задачи-шутки, задачи прикладного характера.
Провожу конкурсы внутри класса на лучший ребус, кроссворд.
Мои ученики принимают активное участие в ежегодных олимпиадах по математике различного уровня (это различные этапы Всероссийских олимпиад Учи. ру, Фоксфорд, школьные и окружные).
Но работать необходимо не только с учеником, но и с родителями. Так как было сказано уже выше в сельской местности нет дополнительной организации для одаренных или способный учеников, поэтому заинтересовать родителей в развитии своего ребенка тоже не маловажная задача.
На ребенка влияют три личностных компонента: интеллектуальные способности (превышающие средний уровень), креативность и мотивация. Три фактора среды: семья, школа и сверстники. В том случае, если все шесть факторов оказывают позитивное влияние, возможно развитие одаренности и учащийся показывает высокие достижения.
Как я уже сказала, важной формой работы с одаренными детьми в практике моей работы являются олимпиады и различные конкурсы. В нашей школе ежегодно проводится неделя математики, где дети проявляют себя в математическом бое, «КВНе», выпускают свою газету. С талантливыми детьми занимаюсь и после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, презентации. Не маловажную роль играет активность самого учителя. Для того, чтобы успешно работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.
Закончить свое выступление хочу словами Василия Александровича Сухомлинского: «Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Список использованных источников

1.        Ведерникова, Т. Н., Иванов О. А. Интеллектуальное развитие школьников на уроках математики// Математика в школе - №3, 2002.
2.        Савенков А. И. «Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение / Художник Левина Л. И. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 352 с.: ил. – (Семейная педагогика)
3.        Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/авт.-сос. Н.И. Пантина и др. – Волгоград: Учитель.
4.        Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1.
5.        

2019