Библиографическое описание:
Вышегородцева Е.А., Стеценко Н.А. Гиперактивность детей младшего школьного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.
На сегодняшний день гиперактивность актуальна для всех видов учебных заведений. Школьные психологи сталкиваются с тем, что ребёнку диагноз гиперактивности чаще ставится по двум или нескольким признакам. Заметим, что диагнозы ставят только врачи, всё остальные может быть предположением, которое формируется в течение длительного наблюдения со стороны учителей, психологов и родителей ребёнка.
Как сугубо педагогическое явление гиперактивность не относится к как таковой патологии. Отдельные ее признаки, не имеющее ярко выраженного проявления, при котором требуется обязательное специализированное наблюдение, в целом входят в норму моделей поведения ребенка младшего школьного возраста.
Таких детей трудно приучить к порядку, им с трудом удается любая деятельность, сковывающая его активность. Эти дети не способны выполнить задание, результат которого невиден сразу. Им трудно удержать образ цели. Цель меняется несколько раз во время деятельности. Они не могут удержать в памяти определенную последовательность деятельности, потому что она для них внутренне не структурирована, а отсюда – беспорядочные случайные отвлечения».
Как же понять, что ваш ребёнок гиперактивный? Как правило, гиперактивные дети:
- много и быстро говорят, «глотают» слова, не дослушивают, перебивают, задают много вопросов и редко выслушивают ответы;
- находятся в постоянном движении, с трудом себя контролируют. Даже когда они переутомились продолжают двигаться, а совсем истощившись, плачут, впадают в истерику;
- очень слабо реагируют на запреты. И независимо того места, где они находятся ведут себя одинаково активно;
- достаточно часто провоцируют конфликты, т.к. не умеют сдерживать агрессию, кусаются, дерутся, царапаются.
Признаки гиперактивности
Среди многочисленных признаков этого заболевания можно назвать 3 основные группы:
1. Недостаток активного внимания: ребёнок не внимателен, часто ошибается; во время урока легко отвлекается; не организован, теряет и забывает личные вещи; не любит заданий, которые требуют сосредоточенности и умственного напряжения.
2. Двигательная активность: ребёнок постоянно находится в движении, часто без определённой цели, суетится; не может спокойно сидеть на месте, постоянно что-то передвигает, теребит руками, под столом двигает ногами; мало и плохо спит; очень разговорчив, даже с посторонними.
3. Импульсивность: ребёнок отвечает, не выслушав полностью вопроса; плохо контролирует свои действия, не признаёт установленных правил; часто конфликтует с другими детьми, но быстро забывает обиды, проявляет агрессивность;
Кроме перечисленных основных признаков, у детей с синдромом гиперактивности часто наблюдается капризность, раздражительность, излишняя болтливость, невосприимчивость к запретам и замечаниям, эгоистичность, выраженное стремление к лидерству, склонность к общению с младшими по возрасту, левшество (ребёнок левша). Примерно у половины детей с синдромом гиперактивности наблюдаются головные боли напряжения.
Гиперактивного ребёнка трудно приучить к порядку, ему с трудом удаётся любая деятельность, сковывающая его активность. Этот ребенок не способен выполнить задание, результат которого невиден сразу. Таким детям трудно удержать образ цели. Цель меняется несколько раз во время деятельности. Дети не могут удержать в памяти определенную последовательность деятельности, потому что она для них внутренне не структурирована, а отсюда – беспорядочные случайные отвлечения.
У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: у мальчиков или у девочек?
По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5%: среди мальчиков 22%, среди девочек 10%.
Коррекция гиперактивного поведения младших школьников, как правило, носит комплексный характер. Помимо непосредственной помощи специалистов (психолога, психиатра, невролога, дефектолога), коррекционная работа осуществляется и учителем начальных классов совместно с педагогом-психологом школы, при обязательном эффективном взаимодействии с семьей гиперактивного ребенка и его ближайшим окружением.
С такими детьми мы можно поиграть в игры, которое их гиперактивность успокоят.
Найди отличие (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ход игры: ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
Разговор с руками (И. Шевцова)
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Ход игры: если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Кричалки—шепталки—молчалки (Шевцова И.В.)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Ход игры: из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".
Список литературы:
1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.в. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. Мед. Практика. М.: ПЕР СЭ, 2002.
2. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. – 1999. - №1. С. 31-36.
3. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция Гиперактивности ребёнка. – М.: НИИ семьи, 1997. - 64 с.
4. Павлов И.П. Полн. сбор. соч. - М., 1951. Т.IV. - С. 28.
5. Гаспарова Е. М. «Шустрики» и «Мямлики» // Дошкольное воспитание. 1990. №4. С. 90-98.
Вышегородцева Е.А., Стеценко Н.А. Гиперактивность детей младшего школьного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.
На сегодняшний день гиперактивность актуальна для всех видов учебных заведений. Школьные психологи сталкиваются с тем, что ребёнку диагноз гиперактивности чаще ставится по двум или нескольким признакам. Заметим, что диагнозы ставят только врачи, всё остальные может быть предположением, которое формируется в течение длительного наблюдения со стороны учителей, психологов и родителей ребёнка.
Как сугубо педагогическое явление гиперактивность не относится к как таковой патологии. Отдельные ее признаки, не имеющее ярко выраженного проявления, при котором требуется обязательное специализированное наблюдение, в целом входят в норму моделей поведения ребенка младшего школьного возраста.
Таких детей трудно приучить к порядку, им с трудом удается любая деятельность, сковывающая его активность. Эти дети не способны выполнить задание, результат которого невиден сразу. Им трудно удержать образ цели. Цель меняется несколько раз во время деятельности. Они не могут удержать в памяти определенную последовательность деятельности, потому что она для них внутренне не структурирована, а отсюда – беспорядочные случайные отвлечения».
Как же понять, что ваш ребёнок гиперактивный? Как правило, гиперактивные дети:
- много и быстро говорят, «глотают» слова, не дослушивают, перебивают, задают много вопросов и редко выслушивают ответы;
- находятся в постоянном движении, с трудом себя контролируют. Даже когда они переутомились продолжают двигаться, а совсем истощившись, плачут, впадают в истерику;
- очень слабо реагируют на запреты. И независимо того места, где они находятся ведут себя одинаково активно;
- достаточно часто провоцируют конфликты, т.к. не умеют сдерживать агрессию, кусаются, дерутся, царапаются.
Признаки гиперактивности
Среди многочисленных признаков этого заболевания можно назвать 3 основные группы:
1. Недостаток активного внимания: ребёнок не внимателен, часто ошибается; во время урока легко отвлекается; не организован, теряет и забывает личные вещи; не любит заданий, которые требуют сосредоточенности и умственного напряжения.
2. Двигательная активность: ребёнок постоянно находится в движении, часто без определённой цели, суетится; не может спокойно сидеть на месте, постоянно что-то передвигает, теребит руками, под столом двигает ногами; мало и плохо спит; очень разговорчив, даже с посторонними.
3. Импульсивность: ребёнок отвечает, не выслушав полностью вопроса; плохо контролирует свои действия, не признаёт установленных правил; часто конфликтует с другими детьми, но быстро забывает обиды, проявляет агрессивность;
Кроме перечисленных основных признаков, у детей с синдромом гиперактивности часто наблюдается капризность, раздражительность, излишняя болтливость, невосприимчивость к запретам и замечаниям, эгоистичность, выраженное стремление к лидерству, склонность к общению с младшими по возрасту, левшество (ребёнок левша). Примерно у половины детей с синдромом гиперактивности наблюдаются головные боли напряжения.
Гиперактивного ребёнка трудно приучить к порядку, ему с трудом удаётся любая деятельность, сковывающая его активность. Этот ребенок не способен выполнить задание, результат которого невиден сразу. Таким детям трудно удержать образ цели. Цель меняется несколько раз во время деятельности. Дети не могут удержать в памяти определенную последовательность деятельности, потому что она для них внутренне не структурирована, а отсюда – беспорядочные случайные отвлечения.
У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: у мальчиков или у девочек?
По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5%: среди мальчиков 22%, среди девочек 10%.
Коррекция гиперактивного поведения младших школьников, как правило, носит комплексный характер. Помимо непосредственной помощи специалистов (психолога, психиатра, невролога, дефектолога), коррекционная работа осуществляется и учителем начальных классов совместно с педагогом-психологом школы, при обязательном эффективном взаимодействии с семьей гиперактивного ребенка и его ближайшим окружением.
С такими детьми мы можно поиграть в игры, которое их гиперактивность успокоят.
Найди отличие (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ход игры: ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
Разговор с руками (И. Шевцова)
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Ход игры: если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Кричалки—шепталки—молчалки (Шевцова И.В.)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Ход игры: из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".
Список литературы:
1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.в. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. Мед. Практика. М.: ПЕР СЭ, 2002.
2. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. – 1999. - №1. С. 31-36.
3. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция Гиперактивности ребёнка. – М.: НИИ семьи, 1997. - 64 с.
4. Павлов И.П. Полн. сбор. соч. - М., 1951. Т.IV. - С. 28.
5. Гаспарова Е. М. «Шустрики» и «Мямлики» // Дошкольное воспитание. 1990. №4. С. 90-98.