Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf
Цель: Создание радостного настроения у детей.
Задачи:
- способствовать развитию музыкально - эстетического вкуса;
- расширять знания детей о русских народных традициях;
- развивать творческие способности детей посредством фольклора.
Предварительная работа: беседы о народных промыслах, торговле; показ иллюстраций и книг о русских ярмарках; знакомство с устным народным творчеством и разучивание частушек, небылиц, считалок, русских народных игр.
Зал украшен. У центральной стены стоят столы, на них лежат разные товары (народные музыкальные инструменты, утварь, посуда, ткани и пр.). (Рисунок 1). Звучит в записи музыка – фантазия на тему русской народной песни «Коробейники». Выходят дети - зазывалы, останавливаются в центре зала.
Девочка. Внимание, внимание, слушайте все!
Осенняя ярмарка открывается!
Сюда, сюда все приглашаются!
Приходите, приезжайте, все, что надо, покупайте!
Мальчик. Барышни-вертушки!
Тетеньки-болтушки!
Солдаты служивые!
Дедушки ворчливые!
С далека добирайтесь,
К нам направляйтесь!
Дети (вместе).На ярмарку народ собирается,
На ярмарке веселье начинается!
Под ту же фонограмму (медленная часть) появляются друг за другом девочки, придерживая у плеча платок, проходят, останавливаются у центральной стены. Следом по очереди вбегают мальчики, не занятые в роли лотошников, пробегают и останавливаются с правой и левой стороны. Далее не спеша проходят по одному лотошники и встают посередине.
Фонограмма приглушается.
Ведущий. Как ведётся на Руси
Ты у каждого спроси,
Все гулянья народные, яркие
Начинаются с праздничной ярмарки!
1-й лотошник.
Булавки, иголки,
Стальные приколки!
За один пучок
Плати пятачок.
2-й лотошник.
Вот орешки, хорошие орешки,
Вкусные, на меду,
Дайте в шапку накладу!
3-й лотошник.
Эй, господа, пожалуйте сюда!
Я, пирожник Яшка – белая рубашка.
Пожалуйте, господа почтенные,
Пирожки у меня отменные.
Такой редкий предмет,
Ни одного таракана нет!
4-й лотошник.
Мой товар - первый класс,
Выполнен на показ.
Пальто и жилеты,
Сапоги и жакеты,
Товар французский,
А мы – ребята русские!
Дети (хором). Мы товары приглядели
И про ярмарку запели!
Дети исполняют песню «На ярмарке» муз.и сл. Е.Шаламоновой
Ведущий. На нашей ярмарке все продается, всё покупается:
Разное варенье – за стихотворенье,
Конфетки и ватрушки – за веселые частушки,
Хлебный квас – за дружный пляс…
Что хотите, выбирайте – представленье начинайте!
Выходят мальчик с девочкой, держат друг друга под руки.
Девочка. Эй, Назар, купи мне сарафан. (Ходят под руку между лотошниками – выбирают, рассматривают.) Ни долог, ни короток, не в лес ходить, не зайцев ловить!
Назар. Подруженька любимая, красавица-забавница, прими в подарок новый сарафан! (Берет с лотка сарафан, «примеряет» и отдает девочке; отходят в сторону.)
Выходит вторая пара, проходит между лотошниками.
Мальчик. (поёт)Ай тари-тари-тари, куплю Маше янтари,
(Ведет девочку под руку)
Останутся деньги-
Куплю Маше серьги.
Останутся пятаки –
Куплю Маше сапоги.
Ну-ка, Маша, попляши,
Твои ножки хороши!
Маша. Эй, подруженьки, выходите,
И плясать со мной начните.
Разноцветные платки,
Набивные шали.
Скольких женщин на Руси
В праздник украшали!
Ведущий. А как девицы пойдут-
Расцветает улица,
А плечами поведут-
Хочется зажмуриться!
Исполняется танец девочек с платками под русскую народную мелодию.
В начале танца лотошники кладут лотки у боковой стены, садятся.
После танца девочки кладут платки на столы, где лежат товары.
Ведущий. Выйду на улицу, гляну на село,
На ярмарке все гуляют и мне весело!
Звучит русская народная мелодия «Барыня», дети парами гуляют на залу, рассматривают товары.
Дети поют и одновременно перестраиваются в хоровод, выполняя «змейку», «улитку», круги в разных вариантах.
1. Расступись, честной народ,
Нынче праздник у ворот
Ай-люли, у ворот,
Ай-люли, у ворот.
2. Здесь товар не перечесть:
Лошади, медведи есть.
Ай-люли, ай-люли, лошади, медведи есть.
3. Песни, пляски, шутки, смех,
Ярмарка одна на всех.
Ай-люли, ай-люли,
Ярмарка одна для всех.
Ведущий. А кто же нас на ярмарке повеселит, позабавит? Кто на ярмарку с весельем да играмипридет?
Дети (хором)…
Звучит веселая музыка, в зал вбегает Скоморох.
Скоморох. Здравствуйте, почтенные господа!
Услыхал про ярмарку, поспешил сюда.
Я – развеселый Яшка потешник,
Известный скоморох и насмешник!
За медный пятак покажу вам и эдак, и так!
Обещаю: будет здорово,
Удовольствий – с три короба!
Ярмарка продолжается, на веселье все приглашаются!
Ведущий. Ярмарки, народные праздники
В глубоком прошлом
Славились весельем скоморошьим.
Любили скомороха и млад и стар,
Веселили они девиц и бояр.
А какие они были молодцы, на инструментах игрецы!
Дули в рожки и дудки, горохом сыпали шутки.
Скоморох. Предлагаю всем на удивление
Устроить соревнование в пении!
Звучит музыка, скоморох имитирует игру на балалайке, поет.
Скоморох (поет). Рано утром вечерком,
Поздно на рассвете
Ехал дяденька верхом
В сахарной карете.
А за ними во всю прыть, дрыгая ногами,
Кот старался переплыть миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул – там землетрясенье,
Из-за тучи на него капало варенье!
(говорит)У меня к вам есть вопрос:
«Кто потешек знает воз?»(Ответы детей)
А чтоб было веселей, возьмите музыкальные инструменты поскорей!
Дети подходят к столам, берут музыкальные инструменты, исполняют песенки-небылицы.
Дети по очереди поют небылицы, на проигрыш –все остальные дети играют на музыкальных инструментах.
1. Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь:
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
2. Сидит ежик на заборе – белая рубашка,
На головке сапожок, на ноге фуражка.
3. Из-за тучи, из тумана едет заяц на баране,
За ним на комариках скачут зайки в валенках.
4. По реке плывет корова, обогнала пароход.
На рогах сидит ворона и соломинкой гребет!
Слышится рычание медведя, появляется мальчик в шапочке Медведя, топает, раскланивается.
Ведущий. Кто это по ярмарке расхаживает? Кто людей потешает?
Скоморох. Не бойтесь, ребята! Это же друг мой - Михайло Иваныч, родом боярыч.
Медведь. Ой, сколько здесь ребятишек-шалунишек, да разных гостей из дальних волостей! Ребятки, и что это у вас за праздник? (Ответы детей)
Ведущий. Миша, нынче у нас осенняя ярмарка.
Медведь. Ярмарка! А что это за праздник, ребята? Что на ярмарке делают? (Ответы детей)
Медведь. Пойду-ка я по ярмарке прогуляюсь, да медом угощусь.
Скоморох. Какой ты скорый! Гляди, какие здесь удалые да веселые ребята! Они тебя так просто не отпустят, поплясать да поиграть заставят, а уж потом и угощать поведут.
Ребенок. Эй, танцоры, веселей!
Каблуков не жалей!Раз, два, три,
Три, два, раз, начинаем перепляс!
Исполняется танец «Русский перепляс» муз. В.Шестаковой.
Скоморох (к детям). Эх, раздайся круг весёлый,
Путь – дорогу уступи!
Эй, ребята, кто тут смелый?
Не стесняйся, выходи!
Проводится народная игра «Золотые ворота»
Ведущий. Ну что ж, Мишенька, постарался ты, и поплясал и поиграл с нами! Принимай от нас бочонок меду, да блины в придачу!(Отдает медведю).
Скоморох. Славно дети поплясали, весело у вас! Но нам с Мишенькой пора, до свиданья, детвора!
Медведь кланяется, Скоморох и медведь уходят.
Выбегают дети на середину зала, в руках у них товар.
Дети (хором). Мы на ярмарку ходили!
Ведущий. Что же там вы прикупили?
1. Матушке – серёжки!
2. Братику – сапожки.
3. А сестрёнке- ленту по самые коленки!
4. А Ванюшка – Ванюшка
Купил всем по подушке!
Ваня: Да нет! Ни подушки, ни перинки,
Я купил себе скотинки!
Исполняется инсценировка русской народной песни «Где был, Иванушка?»
Ведущий. Мы сегодня с вами дружно пели и плясали.
И на ярмарке весёлой побывали!
Все товары раскупили и ярмарку закрыли.
Звучит народная музыка, дети машут руками, уходят из зала.
Рисунок 1. Товары на ярмарке.