Цель: Создание радостного настроения у детей. Задачи: - способствовать развитию музыкально - эстетического вкуса; - расширять знания детей о русских народных традициях; - развивать творческие способности детей посредством фольклора. Предварительная работа: беседы о народных промыслах, торговле; показ иллюстраций и книг о русских ярмарках; знакомство с устным народным творчеством и разучивание частушек, небылиц, считалок, русских народных игр. Зал украшен. У центральной стены стоят столы, на них лежат разные товары (народные музыкальные инструменты, утварь, посуда, ткани и пр.). (Рисунок 1). Звучит в записи музыка – фантазия на тему русской народной песни «Коробейники». Выходят дети - зазывалы, останавливаются в центре зала. Девочка. Внимание, внимание, слушайте все! Осенняя ярмарка открывается! Сюда, сюда все приглашаются! Приходите, приезжайте, все, что надо, покупайте! Мальчик. Барышни-вертушки! Тетеньки-болтушки! Солдаты служивые! Дедушки ворчливые! С далека добирайтесь, К нам направляйтесь! Дети (вместе).На ярмарку народ собирается, На ярмарке веселье начинается! Под ту же фонограмму (медленная часть) появляются друг за другом девочки, придерживая у плеча платок, проходят, останавливаются у центральной стены. Следом по очереди вбегают мальчики, не занятые в роли лотошников, пробегают и останавливаются с правой и левой стороны. Далее не спеша проходят по одному лотошники и встают посередине. Фонограмма приглушается. Ведущий. Как ведётся на Руси Ты у каждого спроси, Все гулянья народные, яркие Начинаются с праздничной ярмарки! 1-й лотошник. Булавки, иголки, Стальные приколки! За один пучок Плати пятачок. 2-й лотошник. Вот орешки, хорошие орешки, Вкусные, на меду, Дайте в шапку накладу! 3-й лотошник. Эй, господа, пожалуйте сюда! Я, пирожник Яшка – белая рубашка. Пожалуйте, господа почтенные, Пирожки у меня отменные. Такой редкий предмет, Ни одного таракана нет! 4-й лотошник. Мой товар - первый класс, Выполнен на показ. Пальто и жилеты, Сапоги и жакеты, Товар французский, А мы – ребята русские! Дети (хором). Мы товары приглядели И про ярмарку запели! Дети исполняют песню «На ярмарке» муз.и сл. Е.Шаламоновой Ведущий. На нашей ярмарке все продается, всё покупается: Разное варенье – за стихотворенье, Конфетки и ватрушки – за веселые частушки, Хлебный квас – за дружный пляс… Что хотите, выбирайте – представленье начинайте! Выходят мальчик с девочкой, держат друг друга под руки. Девочка. Эй, Назар, купи мне сарафан. (Ходят под руку между лотошниками – выбирают, рассматривают.) Ни долог, ни короток, не в лес ходить, не зайцев ловить! Назар. Подруженька любимая, красавица-забавница, прими в подарок новый сарафан! (Берет с лотка сарафан, «примеряет» и отдает девочке; отходят в сторону.) Выходит вторая пара, проходит между лотошниками. Мальчик. (поёт)Ай тари-тари-тари, куплю Маше янтари, (Ведет девочку под руку) Останутся деньги- Куплю Маше серьги. Останутся пятаки – Куплю Маше сапоги. Ну-ка, Маша, попляши, Твои ножки хороши! Маша. Эй, подруженьки, выходите, И плясать со мной начните. Разноцветные платки, Набивные шали. Скольких женщин на Руси В праздник украшали! Ведущий. А как девицы пойдут- Расцветает улица, А плечами поведут- Хочется зажмуриться! Исполняется танец девочек с платками под русскую народную мелодию. В начале танца лотошники кладут лотки у боковой стены, садятся. После танца девочки кладут платки на столы, где лежат товары. Ведущий. Выйду на улицу, гляну на село, На ярмарке все гуляют и мне весело! Звучит русская народная мелодия «Барыня», дети парами гуляют на залу, рассматривают товары. Дети поют и одновременно перестраиваются в хоровод, выполняя «змейку», «улитку», круги в разных вариантах. 1. Расступись, честной народ, Нынче праздник у ворот Ай-люли, у ворот, Ай-люли, у ворот. 2. Здесь товар не перечесть: Лошади, медведи есть. Ай-люли, ай-люли, лошади, медведи есть. 3. Песни, пляски, шутки, смех, Ярмарка одна на всех. Ай-люли, ай-люли, Ярмарка одна для всех. Ведущий. А кто же нас на ярмарке повеселит, позабавит? Кто на ярмарку с весельем да играмипридет? Дети (хором)… Звучит веселая музыка, в зал вбегает Скоморох. Скоморох. Здравствуйте, почтенные господа! Услыхал про ярмарку, поспешил сюда. Я – развеселый Яшка потешник, Известный скоморох и насмешник! За медный пятак покажу вам и эдак, и так! Обещаю: будет здорово, Удовольствий – с три короба! Ярмарка продолжается, на веселье все приглашаются! Ведущий. Ярмарки, народные праздники В глубоком прошлом Славились весельем скоморошьим. Любили скомороха и млад и стар, Веселили они девиц и бояр. А какие они были молодцы, на инструментах игрецы! Дули в рожки и дудки, горохом сыпали шутки. Скоморох. Предлагаю всем на удивление Устроить соревнование в пении! Звучит музыка, скоморох имитирует игру на балалайке, поет. Скоморох (поет). Рано утром вечерком, Поздно на рассвете Ехал дяденька верхом В сахарной карете. А за ними во всю прыть, дрыгая ногами, Кот старался переплыть миску с пирогами. Заяц на небо взглянул – там землетрясенье, Из-за тучи на него капало варенье! (говорит)У меня к вам есть вопрос: «Кто потешек знает воз?»(Ответы детей) А чтоб было веселей, возьмите музыкальные инструменты поскорей! Дети подходят к столам, берут музыкальные инструменты, исполняют песенки-небылицы. Дети по очереди поют небылицы, на проигрыш –все остальные дети играют на музыкальных инструментах. 1. Вы послушайте, ребята, Нескладуху будем петь: На дубу свинья пасется, В бане парится медведь. 2. Сидит ежик на заборе – белая рубашка, На головке сапожок, на ноге фуражка. 3. Из-за тучи, из тумана едет заяц на баране, За ним на комариках скачут зайки в валенках. 4. По реке плывет корова, обогнала пароход. На рогах сидит ворона и соломинкой гребет! Слышится рычание медведя, появляется мальчик в шапочке Медведя, топает, раскланивается. Ведущий. Кто это по ярмарке расхаживает? Кто людей потешает? Скоморох. Не бойтесь, ребята! Это же друг мой - Михайло Иваныч, родом боярыч. Медведь. Ой, сколько здесь ребятишек-шалунишек, да разных гостей из дальних волостей! Ребятки, и что это у вас за праздник? (Ответы детей) Ведущий. Миша, нынче у нас осенняя ярмарка. Медведь. Ярмарка! А что это за праздник, ребята? Что на ярмарке делают? (Ответы детей) Медведь. Пойду-ка я по ярмарке прогуляюсь, да медом угощусь. Скоморох. Какой ты скорый! Гляди, какие здесь удалые да веселые ребята! Они тебя так просто не отпустят, поплясать да поиграть заставят, а уж потом и угощать поведут. Ребенок. Эй, танцоры, веселей! Каблуков не жалей!Раз, два, три, Три, два, раз, начинаем перепляс! Исполняется танец «Русский перепляс» муз. В.Шестаковой. Скоморох (к детям). Эх, раздайся круг весёлый, Путь – дорогу уступи! Эй, ребята, кто тут смелый? Не стесняйся, выходи! Проводится народная игра «Золотые ворота» Ведущий. Ну что ж, Мишенька, постарался ты, и поплясал и поиграл с нами! Принимай от нас бочонок меду, да блины в придачу!(Отдает медведю). Скоморох. Славно дети поплясали, весело у вас! Но нам с Мишенькой пора, до свиданья, детвора! Медведь кланяется, Скоморох и медведь уходят. Выбегают дети на середину зала, в руках у них товар. Дети (хором). Мы на ярмарку ходили! Ведущий. Что же там вы прикупили? 1. Матушке – серёжки! 2. Братику – сапожки. 3. А сестрёнке- ленту по самые коленки! 4. А Ванюшка – Ванюшка Купил всем по подушке! Ваня: Да нет! Ни подушки, ни перинки, Я купил себе скотинки! Исполняется инсценировка русской народной песни «Где был, Иванушка?» Ведущий. Мы сегодня с вами дружно пели и плясали. И на ярмарке весёлой побывали! Все товары раскупили и ярмарку закрыли. Звучит народная музыка, дети машут руками, уходят из зала.