Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Петриченко Л.С. Образование как способ духовно-нравственного становления современной молодежи

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf


Рассуждая о духовно-нравственном становлении современной молодежи, необходимо отметить, что эта проблема приобретает новую остроту, так как стремительное развитие научно-технического прогресса привело к пересмотру целого ряда устоявшихся приоритетов повседневности.
Под воздействием научно-технической революции (НТР) сегодняшние социально-планетарные преобразования все более обретают динамо-неравновесное состояние, предметным выражением которого служит глобально сформированная искусственная среда, которая становится весьма нежелательным посредником в отношениях между индивидом и коллективом. Складывающееся положение дел негативно отражается на связях между поколением отцов и поколением детей, разрушая преемственность в их отношениях.
Рассматривая индивидуальное сознание (сознание отдельного молодого человека), необходимо отметить, что оно вполне специфично, характеризуется тем, что испытывает интенсивное воздействие активно складывающейся искусственной среды. Анализируя данные социологических опросов, можно отметить, что молодежи присущи следующие черты: культурная нетребовательность, ориентированность на материальное потребление, виртуализация, снятие нравственных вопросов и так далее. Ценностное сознание современного молодого человека представляет собой достаточно противоречивое сочетание.
Противоречивость в выработке ценностных ориентаций молодежи видна в том, что сами по себе идеалы молодежи приобретают налет искусственности. Об этом можно судить по тому, с какой непринужденностью современная молодежь порывает с традиционными ценностями, такими как семья, чувство малой родины и др. и углубляется в ценности, формирующиеся под влиянием глобализации искусственной среды с ее упором на придание значимости всему тому, что уводит человека в сторону от его естественной связи с коллективом.
Молодежь демонстрирует полное забвение прошлого и нежелание его ворошить. Что и когда в России пошло «не так», ее мало заботит. Ретроспективная глубина ее исторического мышления предельно сократилась. В этом контексте «…новый бог молодежи – не стабильность исторической ретроспективы, не связь веков и поколений, а состояние постоянного изменения» [3].
Современная российская молодежь просто не представляет, как можно строить планы на далекое будущее, думать о завтрашнем дне, сохранять отношения с людьми, заботиться о собственном авторитете. Для нее все в значительной мере мимолетно, преходяще, поверхностно.
Одним из результатов современного научно-технического прогресса (НТП) является массовая индивидуализация социума. Применительно к молодежи это служит показателем того, что она в своей индивидуальной выраженности все более самоотчуждается, то есть теряет себя в современном мире. Ответом на эту, во многом опасную жизненную ситуацию, служит все более расширяющееся и укрепляющее себя формирование социального института образования.
Печальный опыт последних десятилетий показал, что без духовно-нравственной составляющей образования и всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура. Подлинно плодотворной является деятельность на прочной духовной основе. «Необходима углубленная разработка нового содержания образования. Чтобы на всемирном состязании народов наш народ смог явить все богатство своих дарований, людям нужно возвратиться к самим себе, к сокровищам, погребенным в собственном сердце. Предприимчивость и разумный почин только там принесут пользу, где в основе жизни лежат незыблемые духовно-нравственные принципы» [4].
Задача образования - помочь индивиду преодолеть эту искусственную среду, вернуть человека коллективу. «Важно сформировать с помощью социального института образова­ния такую образовательную среду человека, из которой ему не захочется вы­ходить, в которой ему будет интересно и комфортно» [2]. Это становится осуществимым благодаря реализации гуманитарного подхода к образованию, в максимальной степени базирующегося на ценностных основах человеческой деятельности (в отличие от традиционного подхода, не ставящего во главу угла «человеческое измерение социума»). Активная разработка методологии гуманитарного познания позволяет выделить гармонично сочетающиеся наиболее значимые ценности как индивидуальной направленности (свобода личности, ее уникальность, неповторимость, социальная активность, духовное совершенствование, жизненная самостоятельность, ориентация на успех в сфере рынка труда, экологическая образованность, толерантность как выражение подлинно человеческих качеств — таких как дружба, человеколюбие, сострадание, соучастие, умение выслушивать собеседника, воспринимать и развивать социально значимые инновации), так и коллективной выраженности (следование общечеловеческим традициям, коллективистское преодоление негативных последствий НТП, стремление к соблюдению гармонии в отношениях между обществом и окружающей средой, общечеловеческая ценность коллективного выживания).
Мы осознаем, что в нынешний момент особую актуальность приобретает факт обращения к нашему духовному наследию, в частности к традициям русской религиозной философии. Только вдумчивое прочтение основополагающих начал русского бытия, постижение истоков русского мировоззрения поможет скорейшему преодолению кризиса, в котором пребывает сегодня Россия.
Прошло более двадцати лет с того момента, как русская религиозная мысль возвратилась в лоно отечественной культуры: опубликовано практически все философское наследие, его теоретическое усвоение состоялось. И введение курса «Основы русской религиозной философии» в учебный процесс является необходимым для полноценного образования, базирующегося на духовно-национальных основах.
Мы вправе сказать, что на протяжении своей многовековой истории отечественная философия всегда решала задачу, которая, по утверждению Соловьева, является «историческим делом» всякой подлинной философии: она стремилась «освободить личность от внешнего насилия и дать ей внутреннее содержание» [5]. И, может быть, одним из самых значительных результатов философского творчества многих поколений русских мыслителей стал столь характерный для национальной культурной традиции духовный реализм, соединивший способность к глубочайшему постижению всей трагичности человеческого бытия в мире и истории с верой в высшее значение личности, народа, общества.
У русских религиозных мыслителей мы видим целостную систему национальных ценностей, что дает возможность использовать эту систему в педагогическом процессе для формирования национального самосознания студентов.
На основании вышеизложенного в нашем колледже был разработан учебный курс «Основы русской религиозной философии», который поможет выработать у будущих педагогов понимание места и роли религиозно-философской мысли в истории России и развить мировоззренчески полноценную личность, способную адекватно ориентироваться в современной сложной в духовном плане ситуации, «делать собственный выбор, сохранять независимость и вместе с тем воспитывать уважение к ценностям без которых невозможно существование демократического государства» [1].
Библиографический список
1.            Абрамов Ю.Ф. Проблема соотношения религиоведческого и религиозного образования в современной России: единство и различия // Байкальский психологический и педагогический журнал. Специальный выпуск. – 2008. – С.10.
2.            Колесников В.А. Образование и личностное становление человека. – Иркутск: Изд-во Иркутск. гос. ун-та, 2004. – С. 244.
3.            Покровский Н.Е. Племя младое» и…знакомое. Российская молодежь и глобализация // Социология и современная Россия / под ред. А.Б. Гофмана. – М., 2003. – С.144-145.
4.            Святейший Патриарх Московский и всея Руси
5.            Алексий II. Духовное образование и духовное воспитание. Интернет-журнал Сретенского монастыря. – № 5. – 2010.
6.            Сербиенко В.В. Русская философия: Курс лекций: Учеб. пособие по дисциплине «Философия» для студентов вузов, обучающихся по нефилос. специальностям и направлениям. – М.: РГГУ: Омега-Л, 2005. – 464с., С.163.
Эл. почта pma@irkpo.ru
Тел 89021728218
2018