НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Фасхутдинова Е.Н. Музыкально-ритмическая деятельность детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию. Наиболее больших результатов можно достичь в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально – ритмического движения.
Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Именно под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, становятся богаче его чувства и переживания.
С раннего детства ребенок выражает движениями впечатления, полученные от прослушивания музыкальной композиции (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя и танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.
Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию детского творчества, являются музыкально-ритмические движения. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.
Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать окружающий их мир. Так, у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется его внутренний духовный мир.
Овладевая навыками ритмичного выразительного движения, ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка и выразительная легкая походка.
Говоря о развитии музыкальных способностей детей, посредствам музыкально-ритмической деятельности, в основном имеют в виду способность слышать особенности ритма в музыкальном произведении и передавать это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними движения.
Многие музыканты-педагоги отмечали важную роль музыкально-ритмической деятельности - синтетической по своей природе - для формирования художественного творчества у дошкольников в период бурного развития воображения, фантазии, образного мышления - основных психических процессов, обеспечивающих успешное формирование художественно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
С научной точки зрения музыкально-ритмическое воспитание было изучено в начале ХХ века. Именно в это время во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Она стала известна под названием "метода ритмической гимнастики". Ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. По его мнению, музыканту нужно иметь не только хороший слух, но и хороший ритм. Он решил выделить музыкальную ритмику как отдельную отрасль музыкальной педагогики и "культивировать ритмическое чувство само по себе". Регулятором движения Далькроз сделал музыку.
Карл Орф — выдающийся немецкий педагог-музыкант и композитор создал систему музыкального воспитания под названием "Шульверк". В ней большое место занимает именно ритмическое воспитание детей. Орф считает первичную основу музыки сплавом звучащего слова, жеста и движения, а фундаментом музыкальности — музыкально-ритмическое чувство и музыкальный слух, позволяющие пережить и понять музыку. Он отмечал, что музыка не может существовать сама по себе. Она связана с движением, танцем, словом. В процессе восприятия музыки ребенок должен не только слушать ее, но и быть ее исполнителем, не важно песня это или инструментальное произведение. Он может ее спеть, станцевать или сопроводить ритмическими движениями.
Одним из основателей ритмики в нашей стране была Нина Георгиевна Александрова. Она участвовала в длительном и трудном процессе приспособления зарубежной педагогической системы к условиям нашей страны. Большой вклад в развитие теории о связи музыки и движений внесли советские психологи Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон. По их мнению чувства, которые испытывает человек, проявляются в непроизвольных мимических и пантомимических движениях.
Сегодня в музыкальной педагогике все вопросы, связанные с развитием тех или иных музыкальных способностей детей, рассматриваются в тесной связи с восприятием музыки. Музыкальное искусство, воздействуя на психику человека, побуждает его не только к внутренним, но и внешним действиям. В этой связи выдающийся психолог Б. М. Теплов подчеркивал, что восприятие музыки – это активный процесс, который является не только слуховым. Данный процесс, как определил его Теплов — слуходвигательный, так как музыка без ритма не существует, и всякое ее восприятие есть ритмическое.
Цель музыкально ритмического воспитания дошкольника - развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Чем раньше ребенок воспринимает гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, - тем более гармоничным, естественным, успешным будет дальнейшее развитие ребенка, и возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки. Доказано, что занятия движениями под музыку для детей с задержкой или патологией в развитии имеет особое значение, Двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А, Бернштейна, И.М.Сеченова, И.М.Бехтерева, методика М.Филденкрайза и др.). В тоже время, движение под музыку является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игровой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.
Из этого можно выделить ряд задач:
1.       воспитать любовь и интерес к музыке;
2.       обогащать музыкальные впечатления детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями;
3.       знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области музыкально-ритмического движени;
4.       развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорных способностей и музыкального слуха, чувства ритма, формировать выразительность движения;
5.       обучать элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений;
6.       содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, развивать творческую активность, самостоятельность и инициативу в музыкально-ритмическом движении;
7.       беречь физическое здоровье детей, обеспечивая их эмоциональное и психическое благополучие.
В процессе работы важно помнить, что ребенок откликается движением на музыку только в том случае, если она понятна его телу. Поэтому следует выбирать музыкальное оформление таким образом, чтобы оно побуждало его двигаться с радостью и желанием. Репертуар может быть разнообразным, это и классические произведения, и фольклор, и джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, т.е. понятной детям.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность занимает особое место в системе музыкального воспитания детей дошкольного возраста. А правильно-подобранные методы и приемы, учет особенностей возрастного развития детей, а также грамотный подбор музыкального репертуара обеспечивают полноценное развитие творческой личности.

Библиографический список

1.       Бекина С. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1984. 105 с.
2.       Зарецкая Н. Танцы в детском саду. М.: Коллективные танцы, 2006. 58 с.
3.       Музыкально — ритмическая деятельность дошкольников на занятиях в ДОУ. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2015/09/09/muzykalno-ritmicheskaya-deyatelnost (дата обращения: 29.08.2019).
4.       Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988. 35 с.
2019