НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Хохлачёва И. Д. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему «Путешествие в страну музыкальных звуков»


Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf

Цель. Знакомство с музыкальной грамотой. Развивать музыкальные способности посредством исполнения песен, танцев, игры на музыкальных инструментах. Воспитывать любовь к музыке.
Ход занятия.
М.р. Ребята, сегодня наше занятие мы начнем с веселой зарядки.
Мы, ребятки дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой!
И другой!
А теперь мои хорошие
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь!
И садитесь!
М.Р Ребята, что мы сейчас делали?
Дети. Топали, хлопали, шумели.
М.Р. Как можно назвать такие звуки?
Дети. Шумы.
М.Р Давайте минуточку помолчим и прислушаемся к звукам которые окружают нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет? (ответ). Мир вокруг нас звучащий. Вокруг нас живет много звуков.
Скажите, какие звуки можно слышать на улице? А какие дома? (ответ)
Правильно, все это шумы. Давайте поиграем. Я буду загадывать шумы, а вы отгадывать.
Игра «Отгадай шумы» (за ширмой звучат шумы)
Шумы - это немузыкальные звуки, к ним относятся и голоса природы. Что сейчас вы слышите? (шуршание)
Что вы слышите сейчас? (играет на металлофоне). Это тоже звуки, но какие? Шумовые?
(ответ) Звуки, исполняемые на музыкальных инструментах, называются музыкальными. К музыкальным звукам относится и пение человека. Часто голос человека сравнивают с музыкальным инструментом – скрипкой. Давайте повторим: какие бывают звуки?
Шумовые (шумы, голоса природы), музыкальные (пение человека, игра на музыкальных инструментах)
М.р. А вы знаете, что шумовые звуки бывают очень разные. Предлагаю вам сыграть в интересную игру. Хотите ребята?
Игра «Звуки мы идем искать» (Педагогическая технология «Звук – волшебник», автор Т. Н. Девятова)
Раз, два, три, четыре, пять!
Звуки мы идём искать!
Пластиковый, деревянный,
Металлический стеклянный!
(Дети, произнося считалку, двигаются за ведущим по залу, который подводит их к различным предметам и стучит по ним молоточком, слушая звук. Дети по звуку определяют, к какому типу относится этот звук. Игра повторяется несколько раз.)
М.Р. А сейчас проведем небольшую викторину.
Разделимся на две команды и возьмем карточки, я буду называть звуки, а вы будете относить их к музыкальным или не музыкальным.
(пение мальчика, скрип дверей, звучание женского хора, шум моря, стук мяча, игра на скрипке, звучание оркестра, шум машины, игра на фортепиано)
А по каким звукам можно узнать человека, даже не видя его?
Дети по голосу определяют ребят.
Игра «Узнай по голосу»
Поиграй-ка Ваня с нами,
выходи скорей вперёд
И с с закрытыми глазами
Догадайся кто поёт?
(сб. «Музыка в детском саду» Н.Ветлугина)
М.р. Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в Страну Музыкальных звуков, но сначала нужно ответить на вопросы.
Кто такой композитор?
Кто такой музыкант?
Для кого исполняет свои произведения музыкант? (для слушателей)
Я вижу, вы готовы к путешествию. Молодцы!
А в страну Музыкальных звуков нас доставит необычный корабль.
Логоритмическая композиция «На воздушном корабле» (автор стихов и движений Е.Е. Соколова)
Логоритмическая композиция Соколовой Е.Е. “На воздушном корабле”
1.Мы летим над облаками, (Развести руки в стороны, слегка покачаться вправо-влево)
Мы хватаем их руками, Выполнять хватательные движения вправо-влево(4 раза)
Задеваем головой. Ой! (Наклонить голову и накрыть её двумя руками).
Если дома не сидится (поманить к себе три раза одной рукой.)
Приглашаем прокатиться три раза – другой.
По дорожке голубой. (Вытянуть обе руки вперёд и развести их в стороны,
ладошками вверх).
2.Радуга цветная (Нарисовать радугу правой рукой слева направо.)
спинку выгибает (Нарисовать радугу левой рукой слева направо)
Это нам от солнышка (Руки согнуты в локтях(локти внизу)ладони повёрнуты
Тёплого привет. (На зрителя, пальцы растопырены. Поднять руки вверх и
опустить(2 раза)
Звёздочки мигают, (Обеими руками одновременно сжать и разжать кулачки
на уровне глаз (4 раза)
Нам добра желают, (Скрестить руки на груди, покачаться вправо-влево)
Мы им улыбнёмся (Улыбнуться, развести руки в стороны)
И споём в ответ. (Положить руки на колени)
Ля-ля-ля… (пропеть короткую мелодию, легко похлопывая по коленям)
Вот мы и прилетели в страну Музыкальных звуков, в городок «Динь-динь». Как же зовут жителей этого городка? Отгадайте загадку.
Веселые крючочки
На линейках сидят
На линейках сидят
Песни петь велят? (ноты)
Есть у меня волшебный ключик, без которого не открыть дверь в домик, где живут ноты. Как называется этот ключ? (скрипичный ключ, или ключ «соль»)
Кто же, кто же –он такой?
Нотной азбуки король?
Стоит на оной ножке, ждёт ноты на дорожке.
Вот и пришла пора познакомиться с нашими нотками.
Дети рассказывают о нотах, и располагают их на нотном стане
Нота «до»
«До» бежит домой по дорожке,
«До» добралась до ворот
Вверх по лесенке идет.
Нота «ре»
Нотка спряталась в норе,
Под первой линеечкой
Нота «ми»
На линейке первой – «ми»!
Музыканты знают это!
Вот теперь и ты пойми:
Нот других со мною нету!
Нота «фа»
«Фа» - в лесу кричит сова!
Нота «соль»
На второй линейке – я,
Нотой «соль» зовут меня.
Нота «ля»
«Ля» - запела вся земля!
Нота «си»
Нота «си»! Я – тоньше всех,
Вот и забралась наверх.
Я живу над «ми» и «соль»,
Третья линеечка – адрес мой!
На пяти линейках
Весело и дружно
Ноты все живут.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, - вот как их зовут!
Дети поют гамму
Вот теперь все нотки в сборе,
Значит, петь сумеем вскоре!
По лесенке -чудесенке.
Так легко вверх, вниз шагать
Ноты нужно изучать,
Чтобы спеть нам песенку!
Песня «38. Топ и хлоп» (сб. «Зимняя фантазия» И.Каплунова, И.Новоскольцева)
М.р. Ребята, нотки очень шаловливые, любят бегать, прыгать, танцевать и умеют дружить.
Покажите, какие вы веселые и дружные.
Игра «Ищи» (сб. «Праздник каждый день» И.Каплунова, И.Новоскольцева)
Сейчас ноты приглашают вас в музыкальный магазин, где продаются музыкальные инструменты. Это магазин необыкновенный, чтобы сделать покупку необходимо правильно простучать ритм.
Игра «Музыкальное лото»
Сказка –шумелка «Курочка Ряба» - дети при помощи музыкальных инструментов озвучивают сказку. (дед-бубен большой, баба – бубен маленький, курочка- металлофон, яичко- треугольник, мышка- колокольчик)
М.р.- Вот мы с вами и побывали в стране, где живут ноты. Нотки очень любят свой родной город, в котором живут, а в каком городе живете вы? (ответ). Вы любите свой город?
Давайте споем песню о Родине, о своём родном крае.
Песня «У моей России»
М.р: Ребята, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Я хочу вам пожелать, любите музыку, дружите с ней. Пусть музыка будет вашим другом. Добрых вам встреч с музыкой! Пусть в вашей душе звучит маленький колокольчик, звук которого дарит вам тепло и радость окружающим!
Под музыку дети уходят из зала.
Используемая литература.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981. 240 с.
«Музыка в детском саду» Н. Ветлугина
«Праздник каждый день» И.Каплунова, И. Новоскольцева
«Ладушки» И.Каплунова, И.Новоскольцева
Н.А. Морева «Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении»
Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки » №3 2002г.
Журнал «Музыкальная палитра» №4 2005 г.
Журнал «Колокольчик»№25 2002г.
2020